В каких тюрьмах и в каких условиях отбывают наказание осужденные по этой статье, рассказали адвокаты
По статье 175, части 1 Уголовного кодекса «Государственная измена» в Казахстане судили единожды. Но предателей родной страны куда больше – к ним относятся и те, кто разглашал государственный тайны. А таковых немало. Кто из высокопоставленных чиновников и в каких именно тюрьмах, а также в каких условиях мотают сроки? На какой период времени их лишают свободы и могут ли изменники Родины претендовать на условно-досрочное освобождение, выяснял корреспондент Azattyq Rýhy.
В октябре 2019 года суд в Алматы приговорил известного политолога и востоковеда Константина Сыроежкина к 10 годам тюремного заключения. Его осудили за госизмену по статье 175, части 1. А именно за «умышленные деяния, выразившиеся в переходе на сторону врага во время вооруженного конфликта, а равно в шпионаже, выдаче государственных секретов иностранному государству, международной или иностранной организации либо их представителям, а равно в ином оказании им помощи в проведении деятельности, направленной против национальных интересов Республики Казахстан».
Пожалуй, это первый и пока единственный случай, когда казахстанца осудили за госизмену. Ну, или, по крайней мере, первый публичный случай.
«Количество случаев применения этой статьи имеет исключительный и единичный характер. Я знаю только одного осужденного по этой статье – Константин Сережкин, китаевед. Его осудили по этой статье и дали 10 лет лишения свободы. Это единственный известный мне человек, осужденный за государственную измену. Других случаев я не знаю. Но это не говорит о том, что их нет», - говорит адвокат Джохар Утебеков.
Но предателей у Казахстана и без этой статьи немало. За измену родной стране осудили и бывшего заместителя руководителя Администрации Президента Баглана Майлыбаева, только по другой статье.
В 2017 он отправился на нары за незаконное собирание, распространение, разглашение государственных секретов. За это ему дали 5 лет. Однако отмотал он не весь срок – в середине 2020 года он вышел на свободу по УДО.
В рядах предателей и экс-глава Комитета национальной безопасности Нартай Дутбаев (с 2001 по 2006 гг.). В 2017 году ему дали 7.5 лет за разглашение государственных секретов.
Вместе с ним арестовали еще трех высокопоставленных чиновников – Нурлана Хасена, Ерлана Нуртаева, которых называют его родственниками, а также Раиса Муратова. Все они получили реальные сроки. Хасена и Муратова признали виновными в разглашении гостайн и приговорили к 5 годам лишения свободы. А Нуртаеву дали 3.5 года за пособничество в разглашении.
Отбывают наказание изменники Родины в учреждениях максимальной безопасности, поскольку их преступление относится к разряду тяжких, говорит Джохар Утебеков.
«Лица, осужденные за тяжкие преступления, отбывают наказания в учреждении максимальной безопасности. А учреждение максимальной безопасности, конечно же, характеризуется гораздо более строгими условиями, чем учреждение средней безопасности. Но разница не такая колоссальная, как между учреждением минимальной безопасности (колония-поселение раньше называлось) и учреждением средней безопасности», - пояснил собеседник.
В каких условиях на тюремных нарах содержатся в прошлом птицы высокого полета, Утебеков и его коллега Серик Айтбаев сказать затрудняются. Мотают ли они сроки в комфортабельных камерах с телевизором и прочими благами, или же довольствуются той же «баландой», что и обычные заключенные, неизвестно.
«Как они содержатся, никто не знает, потому что за ними проводится в колонии контроль со стороны органов нацбезопасности, как правило. Я знаю, что Дутбаев вышел на свободу недавно. Он полностью отбыл наказание. А УДО опять же применяется с разрешения органов нацбезопасности. Они полностью контролируют весь процесс», - отметил адвокат Серик Айтбаев.
Отмотать неполный срок изменники Родины действительно могут. Запрет на УДО у нас действует лишь в отношении чиновников-коррупционеров.
«Запрета на это сейчас нет. За особо тяжкие преступления право на УДО появляется после отбытия 2/3 срока. Право на условно-досрочное освобождение по умолчанию по статье «Госизмена» есть», - подчеркнул Джохар Утебеков.
Собственно, угрожающе звучит, наверное, только название статьи – «Государственная измена». В качестве наказания она предусматривает не такой уж и большой срок – от 10 до 15 лет лишения свободы. А с правом на УДО его можно серьезно скостить, как это и сделал Баглан Майлыбаев.
Напомню, под следствием сейчас находится экс-глава КНБ Карим Масимов. В отношении него расследуется уголовное дело по факту государственной измены. Комитет нацбезопасности сообщил, что начаты досудебные расследования по фактам действий, направленных на насильственный захват власти, и превышения должностных полномочий.
По подозрению в совершении указанных преступлений также задержаны бывшие заместители Масимова – начальник Службы специального назначения «А» Ануар Садыкулов и Даулет Ергожин.
Для справки: Уголовный Кодекс РК. Статья 175. Государственная измена
1. Государственная измена, то есть умышленные деяния гражданина Республики Казахстан, выразившиеся в переходе на сторону врага во время вооруженного конфликта, а равно в шпионаже, выдаче государственных секретов иностранному государству, международной или иностранной организации либо их представителям, а равно в ином оказании им помощи в проведении деятельности, направленной против национальных интересов Республики Казахстан, –
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением гражданства Республики Казахстан или без такового.
2. Те же деяния, совершенные в боевой обстановке, –
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы с лишением гражданства Республики Казахстан или без такового.
3. Деяния, предусмотренные частью первой, совершенные в военное время, –
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет либо пожизненным лишением свободы с лишением гражданства Республики Казахстан или без такового.
Примечание. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 176 и 179 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало предотвращению наступления ущерба интересам Республики Казахстан и если в его действиях не содержится состава иного преступления.
Сноска. Статья 175 с изменениями, внесенными законами РК от 11.07.2017 № 91-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 29.12.2021 № 89-VII (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).