Эксперты спрогнозировали обменный курс на ближайшее время
Вероятность того, что тенге в ближайшее время будет отправлен в нокаут весьма мала, но все же не исключается экономистами. Под нокаутом, как ни прискорбно констатировать, подразумевается девальвация – страшное, в то же время загадочное для населения понятие.
Так или иначе, будущее нашей валюты предстает по их описаниям малоприятным. Ситуация на валютном рынке сложилась напряженная, но Нацбанк предпочитает объясняться сухими пресс-релизами со штампованными комментариями. Если давление на тенге продолжится, а регулятор будет действовать по накатанной, то есть интервенциями, то девальвации ждать долго не придется, заявили эксперты корреспонденту Azattyq Rýhy.
Если месяц назад главной причиной ослабления тенге был американский президент Джо Байден со своей нефтяной политикой, то теперь виновником называется омикрон-штамм коронавируса и резко подскочивший спрос на доллары, который наблюдается на торговых биржах. Это и вынудило Нацбанк пойти на крайнюю меру: только в ноябре он провел валютные интервенции на 239 миллионов долларов, чтобы спасти тенге и не дать случиться девальвации.
«Действительно из страны уходит иностранная валюта. Повышенный спрос на валюту оказывает повышенное давление. И на самом деле это давление в начале месяца было колоссальным. До такой степени, что Нацбанку пришлось выступать с интервенциями. Если бы их не было, я боюсь, что тенге рухнул бы очень глубоко. Ситуация на самом деле довольно напряженная, потому что спроса на тенге нет, все перекладывают на валюту, идет бешеный отток тенговых активов», - объясняет положение дел экономист Арман Бейсембаев.
По сути, все, что Нацбанк покупал до этого в тенге, сейчас распродает, конвертирует в доллары, которые и уходят из страны. Видя это, бизнес переводится в инвалюту и начинает конвертировать свои деньги. После чего уже население бежит за долларами. Отсюда и возникло колоссальное давление на тенге.
«Цепочка спроса выглядит так: физлица бегут в обменники, обменники идут в банки, банки идут на биржу и покупают там доллары. Если спрос на доллары большой, то что происходит с курсом? Он растет. Чтобы не допустить резкого скачка, Нацбанк проводит интервенции. То есть он продает доллары, удовлетворяя тем самым спрос. И это как-то сглаживает резкую девальвацию, чтобы не было панических резких скачков курса тенге-доллар», - пояснил начальник отдела инвестиционного анализа брокерской компании Серик Козыбаев.
Еще одной веской, традиционной причиной резкого ослабления нашей валюты могла стать дешевеющая нефть, говорят аналитики. За короткий промежуток сырье упало в цене на 12%, а наша экономика сильно зависима от цен на энергоносители. Плюс ко всему в это время ослаб и рубль – еще один фактор, с которым тенге находится в крепкой связке.
Какими бы ни были истинные причины, сейчас Нацбанк пытается контролировать ситуацию, чтобы тенге не отправился в нокаут.
«Это простой рыночный закон – когда у вас есть спрос на какой-то товар, а его не хватает, то растет его цена. Его можно определенное время сбивать интервенциями. Вот на этот раз Нацбанк только за один день сжег 63 миллиона долларов. И теперь непонятно, что регулятор делает сейчас и как они с этой ситуацией справляются, вливают ли деньги. Но я подозреваю, что в среднем от 30 до 50 миллионов долларов в день сейчас утекают в рынок», - предполагает Бейсембаев.
Правда долго сдерживать курс им не удастся, констатируют аналитики. Резервы страны ведь не бездонные. Тут-то и не исключается худший вариант развития событий.
«Я думаю, что какое-то время Нацбанк будет держать валюту. Но если это давление продолжится и в следующем году, то, скорее всего, где-то к февралю вот эти интервенции прекратятся и Нацбанку придется отпустить тенге. И вот там не знаю, что будет, потому что я даже боюсь предположить, куда улетит тенге», - продолжил он.
Январь – месяц затишья. Возможно в это время давление немного упадет. Но если в феврале биржевой спрос на доллары снова поднимется, то шлагбаум, выставленный регулятором, затрещит по швам. Повторимся, это худший сценарий – девальвация, но предпосылки к этому имеются, считают наши собеседники.
«Будет ли Нацбанк проводить интервенции, зависит от ситуации на валютном рынке. Если опять будет какая-то паника на рынке, резкие скачки, то Нацбанк, скорее всего, будет проводить интервенции. Но если ничего подобного не будет, а курс будет стабилен, то в этом случае не будет необходимости интервенций. Нацбанк ведь берет деньги с Нацфонда. Он берет оттуда доллары и продает их на рынке. Каждая интервенция Нацбанка очень пагубна для нашей экономики. Потом ведь эти доллары надо обратно покупать, но уже по другому курсу, который вырос. Я надеюсь, что до конца года не будет каких-то резких скачков курса тенге. 435-440 за доллар, думаю, будет держаться курс», – прогнозирует Серик Козыбаев.
Ромина МАКАРИМОВА