«Минимум – советник Байдена»: каковы перспективы Сауле Омаровой?

Автор: Сейтказин Ардак

Она – отличный специалист, который точно сможет реализовать себя в любой другой сфере, помимо банковского регулятора

Фотоколлаж AR; фото: ©REUTERS

Назначение Сауле Омаровой на должность руководителя Управления валютного контроля Минфина США под угрозой. По крайней мере, к такому выводу пришли отдельные эксперты после того, как стало известно, что сразу несколько демократов отказались поддерживать ее кандидатуру.

Кто же она – первая женщина, которая, возможно, встанет у руля американского финрегулятора со 140-летней историей? Каковы ее перспективы в Белом Доме? Azattyq Rýhy разбирался с помощью экспертов.

О ней определенно можно сказать – эта женщина self made, сделала себя сама. Сауле Омарова родилась в 1966 году в Уральске. Выросла в обычной советской семье. Школу она окончила с золотой медалью и поступила на философский факультет МГУ – один из самых престижных университетов в то время.

В 1991 году она уехала в США по программе студенческого обмена и поступила в университет Висконсин-Мэдисон. Там она получила докторскую степень по политологии. Затем в Притцкерской школе права Северо-Западного университета в Чикаго стала доктором юриспруденции. И надо сказать, все вузы она окончила с отличием.

6 лет Сауле Омарова проработала в юридической фирме, которая специализируется на финансах в Нью-Йорке. Затем работала в администрации президента Джорджа Буша-младшего, была спецсоветником по регуляторной политике в Минфине, а с 2014 года работает профессором банковского права в Корнельском университете.

А 3 ноября Джо Байден выдвинул ее кандидатуру на пост главы банковского регулятора. Однако многим сенаторам эта идея пришлась, мягко говоря, не по вкусу. Свое возражение выразил и банковский сектор. Республиканцы тут же начали копать под нее – вспомнили про ее советское прошлое, членство в Комсомоле и автоматически сделали ее приверженцем коммунизма. Сколько ни старалась Омарова объяснить им, что в ВЛКСМ вступала абсолютно вся молодежь, сенаторам на это было наплевать. Они даже подняли ее студенческий проступок – небольшую кражу в магазине в 90-ые годы.

Собственно, почему они все ополчились на нее? Среди противников Омаровой не только сенаторы, но и финансисты, банкиры, криптомайнеры.

Дело в том, что Управление по контролю за денежным обращением – весьма значимое учреждение, контролирующее 1125 банков, в том числе крупные коммерческие банки вроде JPMorgan Chase и Citigroup. В штате этого управления здесь трудятся 3.5 тысячи сотрудников.

«Должность, на которую рассматривается госпожа Омарова, относительно неизвестная и непубличная, однако влиятельная. Управление по контролю за денежным обращением Казначейства США (министерство финансов) во многом определяет нормы надзорного регулирования, по которым работает банковская отрасль, влияет на законодательство, работает в тесном контакте с Конгрессом и президентской администрацией, министерством юстиции и министерством внутренней безопасности. Учитывая, что банковский сектор США занимает, по разным оценкам, от 7% до 10% всей экономики, степень влияния надзора над такой частью экономики сложно переоценить», – объяснил положение дел экономист Мурат Кастаев.

«Все акты, принятые ведомством, сказываются не только на банках и инвестиционных компаниях, но и вообще на всем финансовом секторе США. Поэтому любое решение, принятое главой за денежным обращением, очень важное. Поэтому человек фактически становится одним из значимых в финсекторе», – подчеркнул финансист Расул Рысмамбетов.

Устоявшуюся американскую банковскую систему сейчас пугают ее реформаторские идеи. Сауле Омарова хочет передать потребительские банковские сервисы в ведение Федеральной резервной системы США, регулировать бигтех (очень крупные технологические компании вроде Apple, Facebook, Google) на госуровне и не использовать криптовалюту. Все это крупные банки называют «национализацией». Сама же Омарова считает, что американские гиганты нынче выходят за рамки своей работы, торгуя драгметаллами и сырьем, что может стать угрозой для США.

«Оппоненты Омаровой выступают против усиления роли государства в экономике, расширении регулирования, особенно стремительно набирающей силы индустрии криптовалют. Называть предлагаемые меры национализацией – это преувеличение, однако это демонстрация явного тренда на усиление государственного регулирования», – считает Мурат Кастаев.

«Часть этих идей уже реализована у нас. Это, в общем-то, обычное регулирование, которое есть в других странах. Я поддерживаю ее с этими идеями – финансы должны служить экономике, а не сами себе. У нас в этом смысле есть очень много вопросов среди банков, которые упали. И у нас тоже есть вопросы на счет того, что часто финансы отрываются от экономики. Наши некоторые банкиры и акционеры банков ведут себя хищнически. Так что ее идеи вполне логичны и заслуживают реализации», – отметил Расул Рысмамбетов.

О шансах Сауле Омаровой занять эту должность пока говорить сложно – процесс по рассмотрению находится на начальной стадии. Американские СМИ считают, что этот пост для нее практически недосягаем, но казахстанские эксперты убеждены, что кресло все-таки останется за ней.

«Несмотря на сопротивление, на мой взгляд, президентская администрация, обладая большинством в обеих палатах, сумеет продавить назначение Омаровой на должность, как сумела на днях сохранить Джерома Пауэлла во главе ФРС США. Рейтинг президента Байдена быстро снижается, и администрация пытается укрепить своих людей, пока Белый Дом и Конгресс США находится под контролем Демократической партии США», – предположил Мурат Кастаев.

Но даже если назначение не состоится, Сауле Омарова – отличный специалист, который точно сможет реализовать себя в любой другой сфере, помимо банковского регулятора.

«Если ее не выберут, то ее все равно возьмут советником в Белый Дом», – подытожил Расул Рысмамбетов.

Жан МУРЗА