Новая методика выплат пенсий: выиграют ли казахстанцы?
Базовую пенсию власти собираются заменить на минимальную гарантированную
Минтруда и социальной защиты населения сейчас готовит обширные реформы в пенсионной системе, которые коснутся не только пожилых, но и работающих казахстанцев: дополнительным 5%-ным отчислениям в ЕНПФ все же быть. Для пенсионеров же изменения готовят по части базовой пенсии – вместо нее собираются ввести минимальную гарантированную. Как это отразится на их положении? Станут ли они получать больше денег, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Сейчас казахстанская пенсионная система состоит из нескольких уровней. Пенсионеры получают базовую выплату от 18 524 до 34 302 тенге. Максимальное значение – это размер прожиточного минимума в этом году, а минимальное – 54% от него.
Размеры солидарной пенсии тоже колеблются в зависимости от рабочего стажа и средней зарплаты – от 43 272 до 100 637 тенге. Ее назначают тем, кто официально проработал хотя бы полгода до 1998 года, то есть, до внедрения в Казахстане обязательных взносов. И базовую, и солидарную пенсию выплачивают из госбюджета.
И есть еще накопительная пенсия – это уже те деньги, которые казахстанцы ежемесячно перечисляли из своих зарплат в ЕНПФ. Плюс инвестиционный доход на эти средства.
В будущем, к году эдак 2035-му, получателей солидарной пенсии не станет, а размер базовой слишком мал, чтобы покрыть хоть какие-то расходы – на 18 тысяч нынче не закупишься продуктами и на неделю.
Чтобы как-то сбалансировать, в Минтруда додумались вместо базовой пенсии с 2028 года ввести минимальную гарантированную, которая тоже будет оплачиваться из госказны, но будет чуточку больше базовой. Сейчас специалисты из ведомства как раз корпят над расчетами. Пока у них несколько предложений по размеру этой гарантированной выплаты: чтобы минимальная выплата равнялась 70% от прожиточного минимума.
Если, к примеру, эту новую методику ввели бы в этом году, то минимально пенсионеры получали бы по 24 011 тенге, то есть 70% от прожиточного минимума.
А для максимальной выплаты все ограничения хотят убрать. Но пока это лишь планы. Подчеркну – не принятые и не согласованные. Вдобавок – не столь уж выгодные пенсионерам. Прибавка, разумеется, будет, но кошелек сильно толще от нее не станет точно.
«Вы думаете, они там (в Минтруда – AR) день и ночь сидят и думают о состоянии пенсионеров? Нет конечно. Я не думаю, что стоит рассчитывать на то, что у нас вдруг пенсионеры начнут дорого-богато жить. Чуток денег подкинут, буквально чуть-чуть сверху накинут. Поэтому сказать, что они будут себя вольготно чувствовать, точно нельзя. Поэтому, как ни переименовывай выплату, а ничего кардинально не изменится. Ну, была пенсия 34 тысячи, станет 40 тысяч. Разве это существенное увеличение? А то, что 70% пенсии у пенсионеров уходит только на лекарства, кого это волнует? У нас как обычно – поднимают пенсии, допустим, на 8%, при этом все продукты и лекарства подорожали на 20%», – приводит расклад экономист Арман Бейсембаев.
При этом самим тянуть дополнительные расходы на новый вид пенсии в ЕНПФ, похоже, не собираются, продолжил наш эксперт. Откуда же брать эти деньги, если ее значительно опустошили в этом году изъятия излишков? Люди вынесли из фонда 1.5 триллиона тенге. Накладывается еще седьмой год подряд стагнирующая экономика. При этом на пенсию сейчас выходит многочисленное поколение 50-х и 60-х годов, а основная рабочая сила нынче – малочисленное поколение 90-х. Провал по рождаемости в этот период был значительный. То есть, выходит, что рабочей силы на ближайшие 10 лет будет сильно меньше. Как же снижать в таких условиях нагрузку на бюджет? В Минтруда нашли выход – взвалить эту обязанность на плечи самих казахстанцев. А именно – к и так непосильной ноше добавить еще один налог. С 2023 года чиновники хотят заставить работодателей перечислять на пенсионные счета своих работников еще 5%, но уже не из их зарплаты, а из своего собственного кармана. На деле такого точно не будет, уверены эксперты.
«Действия Минтруда никогда не отличались инициативой в интересах народа. Ничего хорошего от инициатив Минтруда ждать не надо. Здесь вопрос не в том, что работодатели не согласятся – это само собой, а вопрос состоит в том, что это нанесет сильнейший удар по-нашему и так полуживому бизнесу. У нас сегодня и так, я считаю, уровень налогов очень высокий. Сейчас особенно в условиях карантина очень много организаций еле дышат на последнем издыхании. Уровень безработицы просто зашкаливает. Я просто вообще не понимаю, на что люди живут. Сейчас больше половины получателей потребительского кредита берут их просто-напросто на питание. Просто для того, чтобы дотянуть от зарплаты до зарплаты. Это показатель того, что ситуация в экономике исключительно плохая. И вот эти 5% они просто добьют. Многие уйдут в тень и перейдут на оплату зарплаты в конвертах, что отразится опять на поступлении доходов в казну, в бюджет. И что опять будет заставлять наших чиновников придумывать новые налоги», – спрогнозировал последствия этой меры экономист, экс-председатель Совета Ассоциации пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев.
По сути, из идеи Минтруда выйдет негативный круговорот: дефицит бюджета – новый налог. А дополнительная ноша всегда худо отражается на людях. Поэтому эксперты надеются, что норма с 5% не пройдет в высших кругах.
P.S. Тем временем, движение женщин «За снижение пенсионного возраста» пополняют все новые активистки. Напомним, они требуют вернуть прежний выход на пенсию – 58 лет. Недавно активистки заявили о намерении написать открытое письмо в Минтруда.
«Дорогие женщины Казахстана! Сегодня был проливной дождь из запросов в наше движение женщин. Особенно лился из Алматы и Талдыкоргана, как никогда. Присоединились из Семея, Усть-Каменогорска, Петропавловска очень много. Из Астаны женщины стали активнее. За последнее время женщины стали смелее и активнее. Мы не зря объединились, значит, надо двигаться вперед. Помогайте, предлагайте. Такого момента больше не будет, когда женщины со всего Казахстана так сплотились и желание у всех одно: вернуть прежний выход на пенсию – 58 лет», - сообщила одна из участниц движения Каламкас Кариева.