Назначения уже коснулись ряда чиновников. Своих мест лишатся и другие управленцы, прогнозируют эксперты
Насиженные места на неделе покинули сразу несколько высших руководителей. Кадровые перестановки коснулись нескольких министерств – энергетики, экологии, геологии и природных ресурсов, культуры и спорта, а также одного регионального акимата. Вся суета вокруг кадровых перестановок всегда связана с тем, что у кого-то начинает появляться дрожь в коленках. У кого она может возникнуть, кто уйдет с политического олимпа и справятся ли со своей работой новые назначенцы? Ответы на эти вопросы искал корреспондент Azattyq Rýhy.
Большие изменения в политической элите были анонсированы еще в послании Президента. Тогда всем, кто сомневается в курсе главы государства, не справляется с работой, хочет каким-то образом отсидеться, уклоняется от выполнения поручений Президента, Касым-Жомарт Токаев рекомендовал уйти с занимаемых постов. И, похоже, глава государства не стал ждать прошений об отставке.
Череда назначений началась с теперь уже экс-министра энергетики Нурлана Ногаева. Главный энергетик страны пересел в кресло акима Мангистауской области. По должностной вертикали это хоть и считается понижением, но не стоит забывать, что бывший глава Минэнерго перешел работать в самый нефтяной регион страны. И назвать это простым совпадением или случайностью трудно.
«Нельзя назвать совпадением, что его назначили акимом именно Мангистауской области по нескольким причинам. Во-первых, он уже работал ранее акимом соседних областей, которые так же связаны с энергетикой. В силу того, что социально-экономическая ситуация в этих регионах примерно похожа, поэтому и был сделан выбор в пользу того, чтобы назначить человека, который более или менее знаком с проблематикой и достаточно быстро войдет в курс дела.
Во-вторых, новый аким области тесно аффилирован с группами, которые работают в нефтегазовой сфере. То есть, это в некотором роде их человек, который соответствует тем задачам, которые будут ставить внутриэлитные кланы перед акимом области. В-третьих, большое значение имеет тот опыт, который новый аким получил на позиции министра энергетики. То есть, он детально знаком с ситуацией в трудовых коллективах нефтедобывающих, нефтесервисных компаний. Мангистауская область на протяжении всего этого года является лидером по количеству трудовых конфликтов. Понятно, что новый аким будет непосредственно контактировать с руководством нефтедобывающих компаний с тем, чтобы смягчать трудовые конфликты и поднимать уровень заработных плат в регионе», – поделился своими размышлениями на этот счет политолог Максим Казначеев.
Серикбая Трумова, которому пришлось уступить Ногаеву свой кабинет, отправили депутатствовать в Сенат. Но долго на этом месте он не просидит, говорят эксперты, ведь должность депутата Сената – это хороший трамплин для того, чтобы перейти в центральный орган власти. Возможно, для него пока не нашли более значимой должности и отправили в своеобразный отпуск на год-полтора, чтобы затем перевести на более значимую должность.
«Для Трумова это понижение. И эта должность, скорее всего, парашютная. Чтобы человек не пропал, ему находят такую должность, которая не несет никакой ответственности. Сенат у нас представительный орган, которые защищает интересы регионов. Как он будет в Сенате отстаивать интересы регионов – это большой вопрос, потому что у нас нередко бывало, что в Сенате сидели люди просто от срока до срока, а эффекта ноль, и это сказывалось на казахстанском законодательстве», – подчеркивает политолог Замир Каражанов.
«Пересидеть», скорее всего, отправили и Ерлана Кожагапанова – вице-министр культуры и спорта теперь будет советником премьер-министра. Политологи считают, что Кожагапанов, возможно, не соответствовал своей позиции, когда в МКС необходимо было принимать серьезные решения стратегического плана.
«Советник – это просто перевалочная база, где можно пересидеть и подождать следующего назначения. Человека пока пристроить некуда и ему формально дали такую должность, которая позволяет ему наверху, в правительстве, оставаться, не теряться из виду. Советники у нас сейчас повсюду – и в правительстве, и при акимах, но спроса с них нет за их советы. Сам институт советников в Казахстане недееспособен», – констатирует Каражанов.
А вот кто взлетел по карьерной лестнице, так это Магзум Мирзагалиев. Экс-министра экологии, геологии и природных ресурсов назначили министром энергетики. А позицию Мирзагалиева занял его заместитель – Сериккали Брекешев. Лично у меня есть подозрения на счет того, а справится ли Мирзагалиев с энергетикой, учитывая, что с экологией дела-то у него не шибко ладились? Вспомните проблемы по Каспию, где нефтяная компания хотела углубить дно моря, сняв грунт. А споры вокруг Бозжыры? Или ситуацию со строительством завода по утилизации опасных отходов в Степногорске? И это лишь малая часть тех проблем, где Минэкологии показало себя не с лучшей стороны. Теперь же человек из области экологии переходит работать в абсолютно другую, специфичную область энергетики. Но политологи говорят, что профессиональные навыки в этой отрасли – не главное.
«Позиция министра энергетики – это позиция, где, скажем так, профессиональные качества отходят на второй план. Энергетика генерирует основной поток бюджетных доходов и поэтому здесь на первое место выходит его личная лояльность. Фактически для него это очень ощутимое повышение и интеграция в более высокие внутриэлитные процессы», – утверждает Максим Казначеев.
Но сейчас пришло время для самого важного вопроса – собственно, для чего эти рокировки? Что они изменят, если меняются лишь локации, а лица те же самые?
«Такие перестановки всегда говорят о смене курса. Человек приходит со своим видением ситуации и разворачивает свою деятельность. Но у нас от перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Если бы в Казахстане был механизм, который требует ответственности с министра, эффект был бы. Сколько у нас министров сельского хозяйства поменялось, а ничего радикально лучшего не происходило в отрасли. То же самое в системе образования, здравоохранения. Ответственность у нас не прослеживается ни на каких уровнях власти. У нас кризис ответственности», – подытожил Замир Каражанов.
На этом кадровые перестановки во власти не закончатся, считают опрошенные эксперты. В ожидании назначений и увольнений сейчас многие чиновники. Долго их ждать не заставят, уверены политологи.