Пока соседи вовсю пользуются комплексом, казахстанским инженерам космос лишь снится
Удастся ли нам пробиться сквозь российские тернии к звездам? В ближайшие три десятка лет Казахстану космические прорывы явно не светят. Сенат недавно принял поправки в договор аренды Байконура, по которым России продлевают срок аренды до 2050 года. Пока Илон Маск запускает в космос машины, а нашим добром пользуются российские специалисты, Казахстану отведена лишь роль стороннего наблюдателя за фееричными успехами других. Как Россия распоряжается нашим комплексом, сколько денег платит и главное – почему Казахстану нужно возвращать крупнейший космодром? Об этом в материале Azattyq Rýhy.
Еще со школьных времен нас учат гордиться Байконуром – весь мир по праву считает его окном в большой мир, через который человечество сделало шаг в загадочный космос и самое главное – Союз опередил в этой гонке американцев и первым запустил человека в открытый космос. О том, что сейчас происходит с этим великим объектом, в школах рассказывают неохотно, потому как космодром, с которого запустили первую ракету с искусственным спутником Земли, мы сдаем в аренду.
В 1994 году Россия арендовала его на 20 лет с последующей пролонгацией еще на десять лет. С тех пор она диктует правила игры на Байконуре. За это соседи ежегодно платят нам по 115 миллионов долларов. За 27 лет набежала сумма в 3 миллиарда доллара. Рядовым казахстанцам эти деньги наверняка покажутся космическими, но это отнюдь не так. 115 миллионов долларов – это всего лишь 5% бюджета «Роскосмоса», российской госкорпорации, которая управляет Байконуром.
На территории комплекса, на минуточку, можно построить две Москвы. Площадь космодрома – 6717 квадратных метров. Здесь размещено множество объектов: 12 пусковых установок, 11 монтажных корпусов, 39 технических комплексов, измерительный комплекс, кислородно-азотный завод, более 600 трансформаторных подстанций, два аэродрома и 1000 км автомобильных дорог.
«Откровенно говоря, упущена огромная прибыль. 115 миллионов долларов в год – абсолютно неадекватная цифра. Байконур – это огромная территория вместе с населением, инфраструктурой, землей, пастбищными угодьями. 115 миллионов долларов за все это – смехотворная сумма. Насколько мне известно, даже эту сумму российская сторона не передает наличными или банковскими переводами. Какой-то период, кажется, вплоть до 2000 годов арендная плата вообще не производилась. А после начала осуществляться за счет устаревшей, списанной российской военной техники, фактически металлолом. В свое время только за половину аэропорта Манас ежегодно кыргызстанцы получали от американцев гораздо больше. За половину маленького аэропорта», – говорит политолог Расул Жумалы.
Экономисты и политологи настаивают на том, что пора возвращать комплекс и самим прокладывать путь к звездам. Причин для этого – вагон и маленькая тележка.
«Первая причина – денежная составляющая. Во-вторых, это вопрос репутации. Мы нашу землю даем в аренду, а это серьезный ущерб нашей репутации, наших граждан, которые там проживают. Я думаю, они себя ощущают гражданами второго сорта, гражданами-заложниками, которые должны жить по российским правилам», – продолжил Жумалы.
Байконур действительно превратился в русский город посреди казахской степи – у него статус города федерального значения Российской Федерации. Здесь работают российские школы и больницы, расчет люди ведут в рублях. Байконурцы живут, конечно, в Казахстане, но от остальных казахстанцев они отгорожены бетонным забором.
Развитие города арендаторов совсем не волнует, в Байконуре можно смело снимать фильмы о советских временах, никаких декораций не понадобится. В общем, инфраструктура города и экология – следующие причины. Даже депутаты неоднократно поднимали эту тему. Дело в том, что ракетно-космическая техника серьезно вредит всему живому.
Гептил, который ранее использовали в качестве ракетного топлива, относится к первому классу опасности. Он не только высокотоксичен, но и вызывает рак. Сам гептил разлагается относительно быстро, но продукты его распада могут сохраняться в почве 30-40 лет.
Ни развитием города, ни экологией, ни даже сохранением космодрома российская сторона особо не заморачивается. В феврале этого на одной из стартовых площадок Байконура украли оборудование с драгметаллами.
«В 1994 году имущественный комплекс на Байконуре оценивался в 25 миллиардов долларов. Сейчас цифра едва дотягивает до 1 миллиарда долларов. Надо отказаться от сдачи Байконура в аренду, вернуть казахстанский суверенитет над Байконуром, открыть его для запусков любых приличных компаний. Лучше сформировать международную управляющую компанию, которая бы управляла им, и мы бы смогли развивать наши кадры. Пока в космической отрасли, мы, Казахстан, грустный вахтер на шлагбауме. Мы не строим ракеты, а только жилые комплексы. Может время начать готовить своих инженеров?», – предлагает финансист Расул Рысмамбетов.
Развитие своих космических проектов – пятая причина. Если бы мы отказались от российской монополии и вели дело в международном сотрудничестве, включая в этот формат и другие космические державы, которые сейчас опережают по этим технологиям ту же Россию, – это США, Китай, Южная Корея, Япония, европейские страны, мы от этого сотрудничества имели бы куда больше, чем неработающие спутники.
«За все годы сотрудничества с Россией мы можем назвать только два совместных крупных проекта – это запуск KazSat-1 и KazSat-2, которые передавались в свое время с большой помпой как огромное достижение казахстанско-российского сотрудничества. Оба этих проекта накрылись медным тазом. Мы понесли многомилионный ущерб, доверившись российской стороне. Ни моральных, ни материальных компенсаций сделано не было. Такое сотрудничество неэффективно и неравноправно», – считает политолог Расул Жумалы.
«Роскосмос» проигрывает гонку не только космическим державам, но даже американскому предпринимателю-авантюристу Илону Маску. Здесь нет никакой антироссийской политики, которую некоторые могут углядеть. Просто пока государство выделяет миллиарды на космос, космос будет не коммерциализирован, а коррупционизирован. Именно поэтому Байконур должен управляться компанией из специалистов десятка стран. А пока же российская сторона выжимает все соки из космодрома. Даже организовывают туры на запуск ракеты. Сейчас идет набор желающих посмотреть за стартом космического корабля 5 октября. За такое удовольствие они собирают по 100 тысяч рублей – почти 600 тысяч тенге со взрослого, и 79 тысяч рублей – почти полмиллиона тенге с ребенка. Причем в эту сумму не входит перелет – добраться до космодрома вы должны сами, за свои деньги.