Бюджетные миллиарды «главные болельщики» тратят без сожалений
Помните губернатора из сериала «Домашний арест»? Чиновник старательно создавал имидж человека спортивного и активного – как в жизни, так и в соцсетях. Начинающий «блогер» выкладывал фотографии в ожидании главного лайка от пользователя, который сидит в Кремле и славится, в свою очередь, своими спортивными подвигами. Не секрет, что Владимир Путин неравнодушен к хоккею, горным лыжам, самбо и джиу-джитсу. Внушительный список хобби глава России объясняет любовью к новизне, а восточные единоборства, по его мнению, и вовсе просто необходимы политику, являясь занятиями и для тела, и для ума.
Подобные фотоальбомы есть и у многих казахстанских чиновников. Главные локации – хоккейный и теннисный корты, велодорожки, а также поля для гольфа и футбола. Виды спорта абсолютно не случайные, разумеется. Опять же по аналогии с тем сериалом. Об особом статусе упомянутых спортивных развлечений в нашей стране можно судить хотя бы по руководителям федераций – это самые высокопоставленные чины.
Так вот, спортивную экипировку наши чиновники в большинстве своем, так же как киношный губернатор, надевают по особым случаям и для особых зрителей. Проще действительно возглавить какую-нибудь федерацию и таким образом продемонстрировать любовь к игре, чем пару минут потеть на площадке. Но об этом чуть позже.
Футбольные акимы
Дотационный футбол – зрелище для самых терпеливых. Их еще именуют «кузьмичами». Остальным, помимо убогого действа на поле, нужен допинг, дополнительный стимул. Ввязаться в драку хотя бы, если уж футболисты не радуют. Отсюда вечное нытье на тему раздутых клубных бюджетов и анекдоты о 22 миллионерах (причем долларовых) на поле.
Лично я болельщиком был ровно до тех пор, пока не стал журналистом. И дело не в жуткой занятости и эфирах. Просто в какой-то момент ты понимаешь, что большинство из так называемых профессиональных футболистов бегают по полю лишь в погоне за валютой. На трибуны им наплевать. Эти размышления подкрепляются вечеринками, во время которых спортивные герои нажираются, уж простите, до невменяемости. И ты видишь это собственными глазами.
Но не об этом сейчас речь.
Несколько дней назад финишировал очередной футбольный сезон. Глядя на итоговую турнирную таблицу можно составить еще одну – политическую. Некий рейтинг футбольных акимов. Помнится, многим чиновникам в свое время именно футбол помог в создании имиджа «народного героя». Главы регионов ловко пользовались популярностью игры: вливая без раздумий бюджетные миллиарды они параллельно с «любимой» командой набирали баллы - баллы политические в глазах сотен тысяч болельщиков.
Итак, по итогам очередного сезона самым футбольным акимом можно назвать Алтая Кульгинова. Столичная «Астана» в шестой раз подряд стала чемпионом страны. Впрочем, в успехе клуба заслуг самого градоначальника, думается, немного, ведь и без того «Астана» живет на широкую ногу благодаря финансовой поддержке «Самрук-Казына». «Серебро» гонки акимов достается Бакытжану Сагинтаеву опять же с оговоркой: во-первых, в новый кабинет он переехал в разгар сезона; во-вторых, в особенной любви к «Кайрату» он не признавался, да и на трибунах не частый гость. То же касается обладателя «бронзы» Ерлана Айтаханова, который приветствовал «Ордабасы» и Шымкент лишь в июле, до того занимая должность главы Отырарского района.
Не чемпионат страны, а спор городов республиканского значения, не находите?
А теперь о тех самых миллиардных тратах, которые привели акимов и их команды к «успеху».
Официально озвученный бюджет ФК «Астана» в 2019 году составил 9 миллиардов тенге или больше 23 миллионов долларов (по курсу 388 тенге за у.е.). При этом генеральный директор Президентского профессионального спортивного клуба Аскар Баталов считает, что это «не очень большой бюджет на самом деле». Он привел в пример французский «Ренн», где, по его словам, тратится 81 млн евро.
Бюджет «Кайрата» озвучил председатель наблюдательного совета Кайрат Боранбаев. «10 миллионов долларов (3,9 млрд тенге) ежегодно. В них входит три миллиона, которые тратятся на содержание академии клуба», - сказал владелец клуба.
Бизнесмен, кстати, ранее высказывался за ужесточение лимита на легионеров как раз-таки с точки зрения экономии бюджета.
«Бюджетные деньги не должны расходоваться только на иностранцев. Ведь мы понимаем, что на них уходит большая часть зарплатной ведомости. У них выше условия. Да, есть и казахстанцы с большими контрактами, но их отнюдь не большинство», - считает Кайрат Боранбаев.
Шымкентский «Ордабасы» в уходящем году потратил 7 млрд тенге (18 млн долларов). Даже с таким бюджетом, по данным СМИ, клуб умудрился задолжать футболистам по заработной плате и премиальным.
Общественная нагрузка
На спортивный олимп многие политические тяжеловесы и олигархи поднялись, мягко говоря, в зрелом возрасте. Но есть и исключения. К примеру, Даниал Ахметов. Глава ВКО, судя по данным из открытых источников, является мастером спорта по велоспорту. Волейболом, гольфом, верховой ездой давно увлекается Нуртай Абыкаев.
А теперь о привилегированных видах спорта, наиболее, так сказать, популярных. Эти федерации возглавляют исключительно тяжеловесы – как политические, так и из мира больших денег. Премьер Аскар Мамин руководит казахстанской федерацией хоккея с шайбой. Глава кабмина и сам не раз появлялся на льду, то есть, любит не только понаблюдать, но и поиграть. Поэтому никаких противоречий у болельщиков не возникает – у руля стоит неслучайный человек.
С перерывами руководит футбольной федерацией Адильбек Джаксыбеков. Его на футбольном поле тоже замечали. Увлекается бегом, велоспортом.
Сразу 3 спортивные организации возглавляет Карим Масимов, председатель КНБ.
Столь же крупным спортивным функционером является Тимур Кулибаев. Правда, в октябре бизнесмен отказался сразу от двух должностей – главы Федераций бокса и водных видов спорта. Но позиция лидера Национального олимпийского комитета Кулибаева пока устраивает. Кстати, сам бизнесмен увлекается гольфом.
Бизнесмены и банкиры, к слову, все больше вовлекаются в спортивную жизнь страны, вытесняя из федераций чиновников и политиков.
Что это дает федерациям и спорту?
Сергей Райлян, спортивный журналист:
Хорошо иметь в качестве руководителя человека, который приближен к власти, к крупному бизнесу. Потому что если его этот вид спорта интересует, то он может безвозмездно или еще как-то помогать деньгами. Примером может быть тот же теннис, большой теннис, который у нас очень сильно спонсируется богатым человеком. Все развитие тенниса у нас идет через… Да, Булата Утемуратова. Это человек, который насколько я знаю, этим делом очень горит, и если бы не он, то возможно у нас не было бы тенниса такого уровня – мировой группы Кубка Дэвиса.
В некоторых федерациях президенты выполняют роль свадебных генералов. Именно всей оперативной работой внутри федерации руководят директор, генеральный секретарь, а у человека, который стоит над всеми, функции больше представительские. Либо в плане «выбивания» денег, можно сказать.
Я думаю, что, исходя из этого во многих федерациях и назначают людей, которые не имеют прямого отношения к этому виду спорта. Зато у них есть возможность отстоять права своей федерации на более высоком уровне.
У нас все завязано на бюджете, на решения по звонку. Та же Россия, как ближайший пример, та же Украина, в большинстве стран СНГ такая же система, как у нас. Спорт в какой-то степени не бизнес у нас.
Мне, честно говоря, не совсем понятно, что дает этот пост во главе федерации тому же условному, как вы сказали, Джаксыбекову или кому-то еще. Потому что если человек не занимается этим вплотную, а федерации все-таки общественные организации, то есть, там человек по закону не должен получать какую-то зарплату, то зачем ему это надо?
Зачем это политическим тяжеловесам и олигархам?
Расул Жумалы, политолог:
Я тоже задавался не раз таким вопросом.
Такая уж у нас традиция сложилась, негласная позиция, что каждый большой начальник берет под свое крыло и опеку какой-либо вид спорта, и несет политическое, организационное, финансовое покровительство. Так сложилось на протяжении лет независимости.
Каждый олигарх или чиновник имеет какие-то спортивные пристрастия. Я помню, например, что Токаев в свое время возглавлял Федерацию настольного тенниса, Кулибаев возглавлял Федерацию бокса.
Здесь немало вопросов о том, нужно ли это. В какой-то степени это было оправдано, потому что спорт у нас не финансировался в должной мере. Когда тот или иной чиновник или олигарх тащил финансово федерацию, в этом были заинтересованы и сами спортсмены. Ассоциация боксеров, например, выходит к какому-то олигарху с продолжением возглавить их федерацию, понимая под этим, что будет какое-то дополнительное финансирование, поддержка каких-то проектов. Наверное, это не от хорошей жизни.
Директивно ли раньше «спускали» олигархам такую общественную нагрузку? Думаю, да. У нас же есть привычка по тем или иным моментам напрягать толстосумов.
Когда те же акимы говорят: Туркестан теперь столица Южного Казахстана, каждый по объекту постройте – спортивный дворец, супермаркет и т.д. Это инерция такого подхода – добровольно-принудительного. Это в анахронизм превращается, потому что надо вести страну к цивилизованности, чтобы прозрачнее все эти вещи делать, открыто тот же спорт финансировать.
Матвей ЗУЕВ