Казахстан без нефти

Автор: Azattyq Rýhy

Заявленный чиновниками нефтяной Клондайк может оказаться дутым пузырем

В казахстанской нефтяной сфере уже давно существует проблема зрелых месторождений – открытые еще в советские годы участки истощаются, разрабатывать их становится все дороже и тяжелее. В Кызылординской области каждый год добыча снижается на миллион тонн. Такое будущее ждет Мангистаускую и Актюбинскую области. Не внушает аналитикам особой надежды и открытое недавно месторождение в Мангистауской области. О том, кто держит нефтяную отрасль страны на плаву и окажет ли новый участок ощутимое влияние на добычу, в материале Azattyq Rýhy.

Сейчас фактически вся нефтяная отрасль страны держится на трех китах – Тенгиз, Кашаган и Карачаганак.

Одно из крупнейших месторождений – Тенгиз – было открыто в 1979. В прошлом году там выкачали 26 тысяч тонн нефти.

В том же 1979 году был открыт Карачаганак, где в 2020 добыли 12 тысяч тонн.

Кашаган обнаружили в 1988 году, но официально годом его открытия считается 2000-ый. До недавних пор это было самое молодое и самое многострадальное месторождение. В нулевые годы освоение участка множество раз переносили из-за сложностей при строительстве, срыва сроков и неподготовленности. В 2013 проект запустили, но снова остановили из-за утечки газа и некачественных труб. Работы возобновили лишь спустя три года. Но показатели в итоге получились неплохие – в прошлом году здесь добыли 15 тысяч тонн нефти.

Теперь же самым молодым месторождением считается участок Тепке в Мангистауской области, которому исполнился всего лишь месяц. Напомню, что новость об открытии «самого крупного» за последние 30 лет нефтяного месторождения в акимате региона представили помпезно: чиновники и разработчики месторождения назвали это историческим событием и подарком на 30-летие Независимости страны. Разработчики считают, что на новом участке самые большие залежи углеводородов, найденные в регионе за последние десятилетия.

«Такого успеха мы добились благодаря многолетнему труду. В начале 2018 года на территории участка Тепке проведены геолого-геофизические работы, в итоге выявлено шесть перспективных объектов. На данный момент ведется работа по определению имеющихся на месторождении запасов. Это поистине историческое событие для нашей страны. По полученным данным о давлении, дебите, газовом факторе и других параметрах – это самое крупное месторождение, открытое в Мангистауской области с начала обретения независимости. Такое открытие станет большим подарком к 30-летию Независимости», – подчеркнул президент компании-разработчика «Меридиан Петролеум» Балтабек Куандыков.

Нефтегазовые аналитики к «историческому событию» относятся скептически. Они убеждены, что месторождение сильно переоценили и пока рано говорить о наличии в его недрах 30 миллионов тонн нефти. Именно эту цифру предполагают разработчики. Но даже если запасы сырья окажутся таковыми, то все равно считать участок крупным нельзя – такой статус можно дать месторождениям с объемом от 30 до 100 миллионов тонн, уточняют наши собеседники.

Более того, эксперты считают, что даже заявленные 30 миллионов тонн не способны оказать существенного влияния даже на внутренний рынок.

«Объемы добычи никак не повлияют на мировую ситуацию и на казахстанский рынок тоже. Это маленькое месторождение с небольшим запасом нефти. Один только Тенгиз ежегодно дает 30 миллионов тонн нефти», – говорит председатель президиума Союза нефтесервисных компаний Казахстана Рашид Жаксылыков.

«Нефтедобыча будет невысокой, запасы небольшие. В свое время и вокруг Кашагана создали шум, хотя там себестоимость нефти самая высокая. И здесь тоже больше шумиху подняли, потому что хвастаться больше нечем. Поэтому с уверенностью можно сказать, что никакого воздействия и эффекта на добычу нефти в Казахстане это месторождение не окажет. Даже Кашагану это оказалось не под силу. Нашим надо ведь чем-то похвастаться, вот и ухватились за это месторождение. Ожидания могут оказаться завышенными. Наши чиновники всегда завышают их», – поясняет нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов.

Если месторождение не зальет не то что Казахстан, а хотя бы западный регион, то зачем его разрабатывать? А для того, чтобы снять социальную напряженность, говорят эксперты. Запасы нефти в Мангистауской области сильно прохудились – все месторождения, открытые еще в советские годы, так или иначе истощены. А кормит местных жителей только нефтяная отрасль.

«На региональном уровне месторождение может быть интересным. Многие наши месторождения устаревшие, изношенные. Поэтому мы должны открывать новые месторождения или применять при добыче на старых участках новые технологии. Но на новые технологии нужны инвесторы. Нужными ресурсами наши, казахстанские, предприятия не владеют. Поэтому единственный выход в наших реалиях – это открывать новые месторождения.

Для мировой добычи нефти это месторождение – как капля в море. Что оно есть, что его нет. Никто его не заметит. В республиканском масштабе оно может быть в социальной части полезным и пополнять региональный бюджет. Я бы понял, если бы нашли месторождение с миллиардом тонн запаса нефти. В этом случае был бы ощутимый эффект и в мировом, и в страновом разрезе», – отметил Жаксылыков.

Радует в новом месторождении лишь то, что нефть легкая и не сернистая – это значит, что ее легче и дешевле добывать.

Любопытен, кстати, и тот факт, что Тепке исследовали не один раз. В 2000 году геолого-геофизическая компания «Казахстан Каспий Шельф» (Kazakhstan Caspian Shelf) проводила здесь поисково-исследовательские работы. Акционерное общество «Разведка Добыча «КазМунайГаз» тогда сообщало о прогнозных запасах приблизительно до 10 миллионов тонн нефти. Но позже печально сообщила о том, что первая разведочная скважина оказалась сухой. Спустя 21 год выяснилось, что залежи нефти там все-таки есть.

Жан МУРЗА