$ 527.23  544.05  5.05
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
20.08.2020, 14:00
Аналитика

Эксперты – о махинациях на 270 млн: Канат Таймерденов должен уйти в отставку

Специалисты раскрыли схему, по которой подчиненные главы ДП Алматы обокрали бюджет

Эксперты – о махинациях на 270 млн: Канат Таймерденов должен уйти в отставку

Что полицейскому хорошо, простому люду, ну, не смерть, но худо точно, перефразируя поговорку. А как иначе нажиться, если не на людях? На вооружении эту идею держали подчиненные начальника Департамента полиции Алматы без малого три года. Не мудрено, что за столь короткий срок они умудрились сколотить целое состояние в 270 миллионов тенге. Теперь вместо жизни на широкую ногу им светят приличный срок и тюремные нары. Что же ждет самого Каната Таймерденова?

Как именно полицейским удалось провернуть такую аферу, целых три года оставаясь незамеченными? Корреспондент Azattyq Rýhy вместе с экспертами искал ответы на эти вопросы.

Череда скандалов вокруг Департамента полиции Алматы продолжается. Все мы помним попытку алматинских правоохранителей сохранить лицо после майской аварии, в результате которой погибли двое полицейских. Тогда ведомство открыто дезинформировало казахстанцев, говоря о том, что пьяный виновник ДТП не имеет никакого отношения к «органам».  

Что скрывает и кого покрывает Департамент полиции Алматы?

Подчиненные Каната Таймерденова вновь оказались в центре скандала 8 августа, когда антикоррупционеры с поличным при получении очередной взятки в сумме 800 тысяч тенге задержали начальника и работника Процессингового центра ДП Алматы. Они вместе с подставным судоисполнителем с 2017 года получали от нарушителей ПДД взятки, которые присваивали себе, а штрафы списывали как оплаченные. Только по предварительным данным, они обворовали бюджет на 270 миллионов тенге. Страшно представить, насколько сумма может возрасти в последующем – при развитии следственных действий.

Вместе с председателем Независимого автомобильного союза Эдуардом Эдоковым и лидером Общества содействия автомобилистам (ОСА) Русланом Лазута мы попытались разобраться, по какой схеме действовали аферисты-полицейские.

Для начала напомним вам реакцию самого Каната Таймерденова на эти задержания.

«Да, наши сотрудники задержаны, у нас состоялась дисциплинарная комиссия, четыре руководителя освобождены от занимаемых должностей. Да, этот факт не красит наших сотрудников, мы будем разбираться, где у нас коррупционные риски, по представлению следователя Антикоррупционной службы, по всем этим коррупционным правонарушениям мы предметно разбираемся», – спокойно сказал он на брифинге.

Для Каната Таймерденова 270 миллионов, видимо, ерунда, раз за такие хищения непосредственные руководители поплатились всего лишь своими креслами. По закону жанра через несколько месяцев эти же лица вполне возможно займут не менее важные кабинеты. Вот и вся система наказания. Хотя чего удивляться: вспомните, в мае это же ведомство едва не выбросило на ветер 125 миллионов, собираясь закупить защитные костюмы в четыре раза дороже рыночной цены.

Теперь ближе к теме. Оказывается, задержанные полицейские вносили в автоматизированную базу данных ложные сведения о якобы поступивших штрафах. Так они оформили псевдооплату штрафов по 25 тысячам нарушений. Снова заметим – это лишь предварительные данные. Председатель Независимого автомобильного союза Эдуард Эдоков озвучил два варианта махинаций.

«Меня поразила эта новость. 270 миллионов, которые должны были поступить в бюджет, а они поступили в какие-то карманы. Если штраф уплачивается, он же уходит в казначейство. Может, там были «свои» люди. Страшно представить, что эти самые люди находятся на своих постах и все благополучно воруют. Вор на воре сидит и вором погоняет.

Второй вариант. Если протокол оформляется, выписывается, это же все попадает в систему. Лжесудебный исполнитель – это, может быть, то звено, которое помогало. Когда участвует судебник, возможно, штраф уплачивается не в казначейство, а вот этому судебному исполнителю. Наверняка он предоставлял какую-то липовую справку, что он судоисполнитель, постановление суда. А если мы говорим про решение суда, то, значит, и суд здесь каким-то образом участвовал», – предположил Эдуард Эдоков.

Отсюда возникает другой вопрос: как полицейские вносили в автоматизированную базу данные о том, что штраф уплачен? Выходит, доступ к ней может иметь любой сотрудник Процессингового центра? Там ведь содержатся все данные автомобилистов, которые с легкой руки таких коррупционеров можно изменить, скорректировать и передать кому-либо.

«В любой системе такого рода любые действия – заходите вы туда, что-то добавляете, убираете, корректируете – все это протоколируется. По умолчанию это должно быть. Любые вхождения в систему должны записываться. Если этого не было, то это, наверное, был такой «троянский конь», который изначально был заложен. Если протоколов нет, то значит любой может зайти и менять все что ему угодно. И никто об этом не узнает. Это тогда еще большая проблема. А судя по всему, все так и было. В течение нескольких лет в зашифрованную и ценную базу заходили, делали в ней все, что хотели, и никто об этом не знал?! Получается, что все дырявое там. Это уже вопрос безопасности национального уровня», – анализирует Эдоков.

В наших реалиях не удивляет возможная причастность что работников казначейства, что сотрудников судов. Но куда более вероятна причастность начальников Департамента полиции, говорят эксперты. Вертикаль ясна: рука руку моет, все друг друга «крышуют».

«Это такая топорная работа, вообще ничего им не надо было изобретать. Это совсем тупая схема. А почему они затеяли ее? Потому что не боятся ответственности. Они прекрасно знают, что их прикрывают. Руководители не могли не знать, что это делается у них под носом. Все все знают. Просто не повезло, что дурачки попались. В данном случае, видимо, ребята «зажрались», жадничать стали, и их взяли. Я абсолютно не удивлен. Сделают теперь другую «связочку», – говорит лидер ОСА Руслан Лазута.

Эти факты, которые сейчас всплывают на поверхность, – верхушка айсберга, мизерная часть того, что на самом деле происходит в «бравой» полиции. Да и сами чиновники говорят, что самая коррупционная система – это МВД. Наверняка аферу на 270 миллионов удалось провернуть не без помощи вышестоящих начальников. Возможно, кто-то из них и придумал эту схему, а остальных оставил за исполнителей – выполнять грязную работу. Взять хотя бы дорожных полицейских – не секрет, что на улицах они выполняют планы по сбору денег для своих начальников.

«Я сомневаюсь, что никто из начальников не знал об этой схеме. Эти факты говорят, что система коррупционна с самого низа и, возможно, до самого верха. Я предполагаю, что существует определенная коррупционная вертикаль, когда полицейские низшего звена, берущие взятки, например, участковые, дорожные полицейские, запросто могут передать большую часть этих денег высшим своим начальникам. А те – еще выше», – отмечает Эдуард Эдоков.

«У нас проблему не решают, только последствия. Это, по сути, та самая вертикаль, когда дорожные полицейские берут деньги, отдают своим начальникам, то есть выполняют план по сбору денег. Сколько уже попадалось командиров батальонов, командиров рот, когда все сотрудники рядовые сдают деньги для них, для этих начальников. А тот в свою очередь – начальнику МПС. И так дальше по цепочке. Так вертикаль и построена. Ни один рядовой сотрудник какого-то подразделения не будет действовать, если об этом не знает его руководство. Все всегда делается с согласия руководителей. Эта цепочка замыкается на самом главном», – подчеркивает Руслан Лазута.

На главном цепочка и вся история с аферой и должна замкнуться, считает наш собеседник. Канат Таймерденов, по его словам, за восемь месяцев показал себя неэффективным управленцем – скандал на блокпосту, скандал с закупкой костюмов, со многомиллионной аферой, жалобы депутатов и горожан на воров в центре города, отсутствие реальных дел. Вместо борьбы с преступностью люди в погонах лишь способствуют ее процветанию, убежден эксперт.

«Канат Таймерденов даже не должен, он обязан подать в отставку за коррупцию подчиненных. Если сам не может написать три строчки «прошу уволить меня из органов МВД», то ему должны помочь это сделать. Причем его надо не просто отстранить от должности, как это всегда делается – по-тихому отстранили, а он потом всплывает где-то. Его надо увольнять из органов внутренних дел по отрицательным мотивам. Я не думаю, что он собственноручно будет подавать в отставку, потому что у них так не принято, у чиновников. Они вцепятся как пиявки и их ничем не выковоришь. Взятка сотрудника уже не воспринимается у них как нечто плохое и позорное. Поэтому он будет сидеть до победного.

Что касается самой деятельности Таймерденова, достаточно посмотреть, что происходит в городе с преступностью. Кражи автозапчастей как были, так они и продолжаются. Эту кампанейщину провели, когда Дениса Тена убили, и все. Все они прекрасно знают этих воришек, они все на учете. Полицейские с их краж тоже кормятся, начиная от участковых. Они прекрасно знают прохиндеев на своих территориях», – считает глава ОСА Руслан Лазута.

Взятки, взятки, взятки. Зарплаты обычного полицейского на жизнь не хватает, а в кармане пусто, ведь еще раньше этому же рядовому сотруднику «органов» пришлось заплатить за прием на работу, говорит Лазута.

«Как те же самые дорожные полицейские поступают на службу? Сначала, чтобы поступить в обычное строевое подразделение, надо дать взятку, соответственно, размер взятки – от 3 до 6 тысяч долларов. Это в зависимости от региона. А потом эти деньги надо «отбить» на дороге, беря взятки», – заключил глава ОСА Руслан Лазута.

Кресла повыше и потеплее стоят, разумеется, еще дороже. Потраченную сумму, конечно же, надо «отбить», вот и начинается «работа» по извлечению прибыли.

«Я очень часто слышу о том, что должности, кресла в правоохранительных органах продаются. Я могу предположить, что продаются. Причем суммы разные назывались – 20, 30, 50 и 100 тысяч долларов в зависимости от теплоты места, так сказать, и возможности зарабатывать на этом месте. Не в плане заработной платы, а в плане коррупционных возможностей. Слышал об этом от друзей и знакомых, в том числе на условиях анонимности от работников высших правоохранительных структур», – резюмировал Эдуард Эдоков.

Даже в самый разгар пандемии, когда многие казахстанцы лишились заработка, отдельные алматинские полицейские умудрялись брать взятки. Об этом свидетельствуют сообщения в соцсетях. То, что вы забыли о чести мундира, увы, не новость. Но хотя бы во время карантина вы ведь могли быть с народом, работать для народа, а не забирать последнее.  

Ромина МАКАРИМОВА

Передайте за проезд: кто брал взятки у казахстанцев на блокпостах

Новости партнеров