Иле-Алатауский нацпарк: схемы отъема земель и возвращенный адвокату иск
Юристы продолжают отстаивать государственные земли, отданные частным бизнесменам
Передача 35 гектаров земель Иле-Алатауского национального парка частной компании вызвала большой резонанс не только в среде экозащитников. Защищают национальное достояние и сильные юристы – Бакытжан Базарбек и Жангельды Сулейманов. Один из них оспаривает передачу природных территорий в суде, другой ведет собственное расследование и изучает незаконные методы отъема госземель, ведь участки нацпарка чиновники по-тихому отдавали частникам еще до нынешней шумихи. Корреспондент Azattyq Rýhy выяснил последние детали их работы.
Для начала фабула: в конце мая внезапно вся страна (не берем в расчет чиновников) неожиданно узнала, что огромную территорию Иле-Алатауского национального парка передают в аренду почти на полвека частной компании. Целых 49 лет никому неизвестная и не работавшая поныне в экосфере фирма «Туранга групп» будет хозяйничать на 35 гектарах. Ничего зазорного чиновники, разумеется, в этом не видят и считают решение правильным, мол, только частный бизнес может привести нацпарк в порядок, а государство не в силах.
Экологи, жители, общественники и другие долго возмущались. Больше всего людей коробило то, что в этой истории их попросту надули: во-первых, не соблюли элементарного – никто из чиновников не утрудился спросить, а не против ли они. Во-вторых, огромные сомнения вызвали проведенный тендер и компания, которая, по счастливой ли случайности или по наводке, единственная вызвалась благоустраивать парк, не имея денег на счету и опыта в туризме.
Прозрачностью проведения тендера озаботился и юрист Жангельды Сулейманов. Он насчитал с десяток нарушений в тендерной документации. Об этих нарушениях мы писали ранее. Юрист даже подал в суд и потребовал признать сделку незаконной. Иск он подал 11 июня. Однако спустя две недели его вернули адвокату.
«Сначала судья Мезгильбаева приняла иск, но затем 26 июня неожиданно для меня судья вдруг поняла, что я якобы нарушил досудебный порядок регулирования спора. Она возвратила мне заявление и сказала, что мне сначала нужно обратиться с претензиями к нацпарку и только после этого я могу подавать обратно иск», – рассказывает Жангельды Сулейманов.
Наш собеседник предполагает, что судья попросту не захотела принимать иск из-за его общественно-политической важности. Ведь в Гражданском процессуальном кодексе нет нормы, по которой истец может подать в суд лишь после личных жалоб непосредственно в адрес ответчика, говорит юрист. Однако спорить с судьей Жангельды Сулейманов не стал, иначе потерял бы несколько месяцев.
«В тот же день, 26 июня, я подал претензию в адрес нацпарка, в адрес «Туранга групп» и написал жалобу в Комитет лесного хозяйства Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. То есть я исполнил незаконные требования судьи. В итоге проходит месяц. Никакого ответа не последовало от нацпарка, владелец компании Гужавин промолчал, Комитет лесного хозяйства месяц думал и в итоге накатал на 10 листах ответ, мол, все прекрасно и шикарно, никаких замечаний нет, чуть ли не медали всем раздать надо», – добавил он.
После этого, 10 августа, Жангельды Сулейманов повторно подал иск, в котором подчеркнул, что исполнил все незаконные требования судьи, подал претензии, жалобы и вновь призвал признать тендер незаконным.
«Не знаю, что теперь суд будет придумывать, чтобы вернуть мне иск. В течение пяти рабочих дней они будут его рассматривать, затем примут решение – принимать его или нет. Я даже специально уплатил две госпошлины. У нас госпошлины платятся на один код, на второй код. И часто суды говорят, что не туда уплатил пошлину, и возвращают иски. А я уплатил на два кода, чтобы уж наверняка. Не знаю, что теперь будет суд придумывать, чтобы возвратить иск. Дело-то очень простое, я не понимаю позицию суда», – резюмировал он.
Юрист в области земельного права Бакытжан Базарбек в суд не подавал. Он ведет собственное расследование и, надо признать, вполне удачное. К примеру, он выяснил, что земли нацпарка отдавали в руки частникам еще задолго до нынешней истории. Так сказать, отламывали кусочки-участки от общего зеленого торта.
Юрист привлек к делу и госорганы. Так, с его легкой руки «Правительство для граждан» получило от чиновников земельно-кадастровые дела на участки нацпарка, переданные частникам в Талгарском и Енбекшиказахском районах Алматинской области.
В пример Бакытжан Базарбек приводит четыре участка, которые полностью расположены внутри границ нацпарка и предоставлены бизнесменам в 2018 году. Все участки находятся в селе Орман Талгарского района. Чиновники любезно предоставили их в аренду на четыре года для ведения личного подсобного хозяйства.
«В связи с тем, что указанные участки по базе инфосистемы государственного земельного кадастра сидят в категории «земли населенных пунктов» и упрощенным генпланом привязаны к черте села Орман, то, следовательно, участки предоставлены для ведения ЛПХ (личного подсобного хозяйства – AR) – приусадебного надела. То есть для строительства жилого дома», – пишет Бакытжан Базарбек в Facebook.
Юрист предположил, что все четыре участка отдали одному и тому же человеку, потому как передача прошла в один и тот же день – 2 мая 2018 года. Сомнения вызывает и другой момент: оказывается по всем участкам нет сведений касательно решений акимата. Бакытжан Базарбек снова предположил, что их постановления вышли, но не зарегистрированы. Нет и земельно-кадастровых дел на территории. Есть лишь акты выбора участков.
«Я склоняюсь к тому, что решения акимов и договоры аренды, соответствующие госакты есть, просто кто-то их скрывает. Иначе на основе лишь акта выбора права на землю не возникают, земельные участки не считаются предоставленными и тем более идентификационные сведения о земельном участке в базу государственного земельного кадастра не «сажают», – пояснил он.
Почему скрывают эти постановления и госакты? Интересный вопрос. Юрист считает, что после уголовных дел, возбужденных после крушения самолета BekAir на чиновников Талгарского районного акимата, организаторы этой земельной аферы по нацпарку попросту не хотят «спалить базу» и решили взять паузу. По всей вероятности, чиновники выжидают, когда стихнет буря.
Отсюда возникает другой вопрос: как земли нацпарка отошли кому-то для ведения личного подсобного хозяйства и строительства жилых домов? Бакытжан Базарбек назвал схемы передачи.
«Есть два варианта. Первый: перевод земель нацпарка в земли запаса или земли населенных пунктов. Оттуда коррумпированные чиновники рукотворно «сажают» эти земли в генплан или упрощенный генплан, выводят из рекреационной зоны и «сажают» в категории жилых зон. И это все делают без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Второй: расширение черты населенного пункта. Выводят участки из генплана, из категории «рекреационная зона, зона лесонасаждений и лесного фонда» без положительного заключения государственной экологической экспертизы в жилую зону. Готовят «левые» схемы и проекты застройки. Как градостроительный проект быстро его прогоняют через согласование с госорганами и местным маслихатом и утверждают как «упрощенный генплан», – привел схемы юрист.
Сейчас к проверке всех этих фактов Бакытжан Базарбек подключил природоохранную прокуратуру Алматинской области, Управление по контролю за использованием и охраной земель области, «Правительство для граждан», антикоррупционеров.
Юрист добился полной проверки и ревизии материалов по всем земельным участкам в Енбекшиказахском, Талгарском, Карасайском районах Алматинской области и Бостандыкском, Медеуском и Наурызбайском районах Алматы.
Жан МУРЗА