Защитники военного утверждают, что в действиях Кайрата Копбаева нет состава преступления
В Военный суд Акмолинского гарнизона поступило дело генерал-майора, бывшего начальника Департамента кадров Министерства обороны РК Кайрата Копбаева, которого подозревают в получении взятки в 200 тысяч тенге. Сегодня состоялось второе судебное разбирательство этого дела. Адвокаты военного надеются, что суд изменит ему меру пресечения и прекратит уголовное дело, так как в действиях их подзащитного нет состава преступления. Они утверждают, что Кайрата Копбаева попросту оговорил его же знакомый и реальных доказательств в получении взятки нет. Все детали этого дела – в материале Azattyq Rýhy.
Обвинение и показания заявителя
27 января 2020 года генерала задержали антикоррупционеры и вменили ему «получение взятки в значительном размере» – 200 тысяч тенге.
Чтобы разобраться во всех нюансах дела, начнем с самого начала. Как утверждает обвинение, Кайрат Копбаев, будучи главным кадровиком военных, поручил начальнику Военного института сил воздушной обороны (ВИСВО) взять на работу племянника своего друга из Актобе Алмаса Бекбауова. За трудоустройство генерал якобы получил взятку в 200 тысяч тенге, однако выполнить свое обещание не смог и решил, по версии следствия, вернуть эти деньги Алмасу Бекбауову.
Борцам с коррупцией об этой недоказанной сделке стало известно от самого Алмаса Бекбауова. Как утверждает следствие, 15 января 2020 года Алмас Бекбауов прилетел в столицу, чтобы сделать явку с повинной. Вообще все обвинение построено именно на его показаниях, которые существенно менялись по ходу дела. Так, сначала он заявил, что «засунул в карман Копбаева 200 тысяч тенге» за общее покровительство. Но затем он меняет показания, утверждая, что давал их за трудоустройство племянника.
И это только часть противоречивой информации, утверждает адвокат генерала Канат Сарсембаев. По его мнению, анализ допроса Алмаса Бекбауова и аудиозаписей между ним и Кайратом Копбаевым показал, что в деле имеются нестыковки. Во время трапезы в ресторане и была сделана аудиозапись. В разговоре Алмас Бекбауов говорит о помощи родственнику из Караганды, тогда как его племянник, которого он хотел якобы трудоустроить, из Талдыкоргана. Выясняется, что речь тогда шла о совсем другом человеке, которого Алмас Бекбауов хотел устроить юристом в военкомат. То есть никакой просьбы по трудоустройству в училище племянника Алмаса Бекбауова не было. Тогда же генерал попросил начальника ВИСВО всего лишь принять его друга Алмаса Бекбауова, поскольку тот просил его познакомить с ним. Таким образом, адвокат Кайрата Копбаева считает, что следствие неправильно установило предмет разговора. Он предполагает, что Алмас Бекбауов давал показания под давлением. По его мнению, возможно, «имелись неизвестные обстоятельства, которые вынудили его оклеветать Кайрата Копбаева с целью уйти от ответственности».
«Сам Бекбауов путается в своих показаниях. Он даже не может сказать, за что он дал эти деньги. Мы его неоднократно спрашивали в лоб об этом. Он не мог ответить на этот вопрос, потому что он не брал этих денег. По сути, не было никакой явки с повинной. Бекбауов сделал это под определенным давлением. На самом деле это никакая не явка с повинной. Это было сделано для того, чтобы человек сказал, что Копбаев что-то у него взял», – предполагает адвокат генерала Канат Сарсембаев.
Взятка или одолжение денег?
Когда Алмас Бекбауов находился в столице, он встретился с Кайратом Копбаевым и пожаловался на то, что не может купить авиабилеты в Актобе. В те дни в столице были бураны, и билеты резко подскочили в цене до 160 тысяч тенге. По информации адвоката, генерал, желая помочь другу, начал при нем же звонить знакомым, пытаясь достать билеты. А затем он предложил товарищу 200 тысяч, сопроводив словами: «Это я даю в долг». Позже эти деньги Алмас Бекбауов должен был вернуть больному родственнику своей жены в Актобе. Далее данному родственнику звонила жена Кайрата Копбаева Гульшат, сообщив, что ему должен отдать долг в 200 тысяч Алмас Бекбауов.
Именно этот эпизод был представлен обвинением как доказательство того, что генерал брал взятку у своего друга, а затем таким хитрым образом ее возвращал, поскольку не смог выполнить обещание. Защита считает, что при необходимости начальнику Департамента кадров Минобороны РК устроить человека на работу в подведомственное училище было совсем не трудно. Но такой просьбы в реальности не было.
Адвокат Канат Сарсембаев считает, что не было ни самой просьбы о трудоустройства в училище, ни факта передачи денег. Кроме доноса Алмаса Бекбауова никаких улик или доказательств нет.
При этом адвокат недоумевает, почему ничего не вменяют Алмасу Бекбауову как взяткодателю. Его озадачил и другой вопрос: как Алмас Бекбауов, на минуточку, бывший работник «органов», решился пойти на такой шаг, зная, что его могут привлечь к ответственности как взяткодателя? Это наводит на мысль, что он оказал услугу обвинению.
Нарушения следствия
Адвокат генерала считает, что, по сути, дело против его подзащитного сфабриковано. В качестве доводов он приводит несколько нарушений Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РК, допущенных стороной обвинения.
Канат Сарсембаев утверждает, что само возбуждение уголовного было произведено с нарушениями УПК. К примеру, в постановлении следователя Идрисова и рапорте оперуполномоченного Рамазанова не указано, о каких именно фактах получения взяток идет речь. Также оперативник не приобщил к рапорту результаты специального оперативно-розыскного мероприятия (СОРМ), проведенные им ранее.
То есть, выходит, следователь не имел права возбуждать дело без наличия каких-либо материалов, тем более данные СОРМ не были рассекречены в законном порядке.
«В течение месяца были проведены специальные оперативные розыскные мероприятия, которые, по сути, не подтвердили ничего, чтобы было в них указано. В момент возбуждения уголовного дела следователю не были переданы результаты СОРМ. Соответственно, они не были рассекречены, и следователь не имел доступа к этим документам. Соответственно, о каком возбуждении уголовного дела могла идти речь? Идрисов в нарушение закона об оперативной деятельности получил документы, не составил акты и вынес постановление о возбуждении уголовного дела», – пояснил адвокат.
А теперь самое существенное и серьезное нарушение. Дело в том, что адвокат отправил процессуальные документы на графологическую экспертизу. Выяснилось, что подписи следователя Идрисова на нескольких важных документах были поставлены разными людьми. В связи с этим Канат Сарсембаев считает, что постановление следователя надо признать поддельным и прекратить уголовное дело.
«Если обратить внимание на эти подписи, не нужно быть специалистом почерковедения. Эти подписи подделаны. Зачем? Логика в том, что подделаны только те документы, которые касаются эпизода, связанного с Копбаевым. Остальные документы не подделывались. Уголовное дело должно быть прекращено уже сейчас, потому что подделка основных документов сводит под ноль всю структуру уголовного преследования», – подчеркнул он.
Стоит отметить, что первоначально следствие пыталось обвинить генерала в создании преступной группы по продаже государственных наград. В деле фигурировала даже перечень военных наград и якобы действующий прейскурант. Однако ни самих фактов покупки наград, ни офицеров, получивших эти награды незаконно, следствию выявить не удалось. Хотя, судя по материалам ходатайства адвоката, больше года за генералом велось негласное наблюдение, прослушивались его разговоры. Но нигде нет упоминаний о торговле наградами.
Признание вины или временное наваждение?
В этом деле надо отметить еще одну деталь. Изначально Кайрат Копбаев признал свою вину и заключил процессуальное соглашение. Но произошло это под давлением. По словам адвоката, на тот момент генерал был морально подавлен тяжкими обвинениями. В этом состоянии он был вынужден дать признательные показания, чтобы выйти на обещанный следствием домашний арест.
Уже находясь под домашним арестом, генерал, по словам его адвоката, понял, что произошло на самом деле. Затем он написал жалобу в Генеральную прокуратуру РК о том, что он себя ранее оговорил в получении взятки. После этой жалобы Агентство РК по противодействию коррупции изменило Кайрату Копбаеву меру пресечения на содержание под стражей. Адвокат также утверждает, что сделано это было на основании рапорта сотрудника о том, что Кайрат Копбаев якобы оказывает давление на свидетелей.
Последние полгода генерал находится в следственном изоляторе. Адвокат сообщил, что у него обнаружили целый букет хронических заболеваний. В частности, гипертонию, проблемы с сердцем, а в условиях пандемии коронавируса его нахождение в следственном изоляторе опасно для жизни, утверждает защитник.
«Копбаев страдает тяжелыми хроническими заболеваниями, наблюдение которых необходимо в домашних условиях. Это ишемическая болезнь сердца, нарушение ритма сердца, предсердная тахикардия, стенокардия, гипертония, хронический фарингит. Отсутствие возможности элементарных встреч, бесед наедине, потому что Skype не обеспечивает эти обстоятельства – запись можно записать, прослушать. Учитывая это, мы хотим, чтобы была изменена мера пресечения на домашний арест или залог», – подчеркнул адвокат генерала.
В своем ходатайстве судье адвокат просит учесть все эти факторы, а также доводы о нарушениях следователей и заменить меру пресечения на домашний арест или залог. Также Канат Сарсембаев просит суд прекратить уголовное дело, так как в действиях его подзащитного нет состава преступления, а следствие допустило ряд нарушений, в том числе подлог документов.
«Мы ходатайствуем о прекращении уголовного дела, потому что не требуется каких-либо исследований, доказательств по делу, поскольку допущены существенные процессуальные нарушения, связанные с подлогом документов по уголовному делу. Изначально преследование Копбаева было незаконным, оно было направлено на то, чтобы любыми методами и способами найти маломальские доказательства того, что якобы Копбаев совершает какие-то коррупционные преступления», – заключил Канат Сарсембаев.
Следующее судебное разбирательство по делу генерала состоится 6 августа.