Год со дня крушения самолета Bek Air: найдут ли виновных?
Расследование продолжается
Год назад под Алматы потерпел крушение самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, передает Azattyq Rýhy.
Раннее утро 27 декабря 2019 года. С аэропорта Алматы приготовился к вылету в Нур-Султан самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air. Диспетчеры разрешили пилотам вырулить на взлетно-посадочную полосу, затем взлететь. Через минуту связь с бортом пропала. После нескольких попыток связаться с пилотами диспетчер предупредил:
«Мы не знаем, где находится Fokker-100»
Прозвучал сигнал тревоги.
Немногим позже появились пугающие сообщения, фото и видео с места крушения самолета.
По официальной информации, при взлете самолет потерял высоту, пробил бетонное ограждение аэропорта и врезался в двухэтажное строение.
Всего на борту находились 93 пассажира и пять членов экипажа. Пострадали в авиакатастрофе 68 человек, некоторые из них остались инвалидами. Для 12 человек этот короткий полет оказался последним:
Список погибших:
- Николай Асташов, 1977 г.р.;
- Рустем Кайдаров, председатель Совета генералов Казахстана,1940 г.р.;
- Бауыржан Калиев, 1974 г.р.;
- Базархан Карибаева, 1974 г.р.;
- Марат Муратбаев, капитан воздушного судна, 1961 г.р.;
- Абай Нурбеков, 1986 г.р.;
- Аршат Исина;
- Сания Аманжол;
- Дана Круглова, выпускающий редактор Informburo.kz, 1984 г.р.;
- Каирхан Туматов, 1955 г.р.
- Валерий Ануфриев 1983 г.р.;
- Имина Оспанова, 1963 г.р.
Президент страны Касым-Жомарт Токаев объявил 28 декабря 2019 года днем общенационального траура по погибшим в авиакатастрофе.
28 января скончался второй пилот Миржан Мулдакулов. Он был госпитализирован после происшествия и выписан 21 января. Уже дома ему стало плохо, врачи скорой помощи не смогли его спасти.
Какие были нарушения у Bek Air
После трагедии сразу же была создана специальная комиссия. Она назвала возможные причины катастрофы: нарушение коммерческой загрузки, воздействие внешних факторов, обледенение, ошибка экипажа, отказ авиатехники.
Авиационная администрация Казахстана провела внеплановую проверку соблюдения требований безопасности полетов и авиационной безопасности в деятельности Bek Air. Выявлены грубые нарушения:
- процедур эксплуатации авиационных двигателей, которые не позволяют идентифицировать их происхождение, выяснить наработку их агрегатов и записи о дефектах,
- течь масла из двигателей,
- для фиксации деталей использовался скотч,
- сокрытие авиационного инцидента,
- использование поддельных сертификатов об обучении пилотов,
- составление фиктивных документов о выполнении технического обслуживания самолетов,
- повреждения фюзеляжа и других частей воздушных судов,
- необеспечение соблюдения инженерной службой и летным экипажем обязательной процедуры физической (тактильной) проверки крыльев перед полетом для выявления факта обледенения, что требовалось руководством по эксплуатации Fokker.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) признала, что Bek Air не соответствует квалификационным требованиям и отозвала код обозначения.
Героизм пассажиров и трогательные истории спасения
До прибытия спасателей и медиков, несмотря на шок и полученные травмы, пассажиры помогали друг другу покинуть разрушенный самолет. Вся страна узнала о Темирлане Кадауове – он заслонил своим телом беременную Гулим Акишеву, а после крушения помог ей выйти из самолета, отвел на безопасное расстояние и стал помогать другим пассажирам. За проявленную отвагу его наградили медалью.
Очень трогательной вышла история спасения младенца полицейским Жаксылыком Султановым – видео стража порядка с ребенком на руках облетело весь интернет.
«Мы обнаружили женщину. Она лежала с переломом ноги. У нее на груди лежал ребенок. Я ей сказал, что возьму ребенка и передам в скорую. Она моргнула глазами, дав одобрение», – вспоминал полицейский.
Судебные тяжбы: найдут ли виновных?
Сразу после трагедии представители Bek Air выдвинули свою версию: если бы не дом, вставший на пути самолета, то жертв можно было бы избежать. В районном акимате здание назвали самовольным строением, а земельный участок якобы являлся полевым наделом. Хозяин дома настаивал на том, что землю купил законно. Иск авиакомпании к хозяину дома в суде рассматривали почти год. Итог – в рассмотрении отказано.
Еще один суд идет в Талгарском районе Алматинской области по незаконной выдаче земель близ аэропорта. На скамье подсудимых шесть человек: пятеро бывших чиновников по земельным вопросам и риэлтор. Следующее заседание назначено на 28 декабря.
Третий процесс связан с возвратом денег за билеты на несостоявшиеся рейсы компании. Турксибский районный суд Алматы удовлетворил все иски Комитета по защите прав потребителей, но деньги клиентам так и не вернули.
Однако главное разбирательство, которое ответило бы на вопрос, кто же виноват в этой трагедии, еще не началось. Расследование затянулось, в том числе из-за пандемии коронавируса. Но, как показывает практика, виновных могут искать годами.
Редакция AR приносит искренние соболезнования родным и близким погибших.