$ 518.66  597.44  6.56
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

Количество жалоб казахстанцев на онлайн-торговлю увеличилось в 5,5 раза

60% проверенных товаров не соответствуют требованиям: озвучены результаты проверок в Казахстане

Количество жалоб казахстанцев на онлайн-торговлю увеличилось в 5,5 раза
Фото: © freepik.com / sunnygb5

В январе-октябре 2025 года в Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК поступило около 68 тысяч обращений. Об этом на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций сообщил председатель ведомства Болат Танабергенов, передает Azattyq Rýhy.

Больше всего жалоб поступает на розничную торговлю, онлайн-продажи и бытовые услуги.

Сколько обращений решено в пользу граждан

По данным Комитета по защите прав потребителей:

  • 37% обращений (25 тыс.) удовлетворены полностью;
  • 34% (23 тыс.) – гражданам даны консультации и разъяснения;
  • 15,5 тыс. обращений направлены в другие госорганы для совместного реагирования.

Проверки бизнеса и штрафы на 23 млн тенге

Одним из ключевых направлений ведомства остаётся профилактика. За 10 месяцев региональными департаментами проведены:

  • 1080 проверок и 31 профилактический контроль;
  • оштрафованы 696 субъектов бизнеса на сумму 23 млн тенге;
  • 347 компаниям вынесены предупреждения.

По итогам работы права потребителей защищены на сумму 2,2 млрд тенге.

Защищены автомобилисты, дольщики и потребители ЖКХ

Комитет указывает конкретные случаи ущерба, возмещённого в пользу граждан:

  • 810 млн тенге – защита прав 51 автовладельца, купившего некачественные автомобили;
  • 258 млн тенге – защита прав дольщиков и покупателей жилья;
  • 31,1 млн тенге – защита потребителей сегмента ЖКХ.

Бум онлайн-жалоб: рост в 5,5 раза

Число обращений в сфере e-commerce стремительно растёт:

  • с 2,5 тыс. в 2022 году до 14,5 тыс. в 2024-м (рост в 5,5 раза);
  • только за 10 месяцев этого года – 15,3 тыс. жалоб.

Комитет предлагает обязать электронные торговые площадки заключать договоры с продавцами, чтобы обеспечить соблюдение законодательства. Это нововведение включено в проект новой редакции закона о защите прав потребителей. Недобросовестные продавцы лишатся доступа к продаже на платформах.

«Сапалы өнім»: 60% товаров не соответствуют требованиям

Социальный проект «Сапалы өнім», действующий с конца 2023 года, усиливает общественный контроль качества продукции.

По итогам анализа:

  • проверены 700 видов товаров,
  • 60% продукции нарушает требования,
  • 20% нарушений связаны с санитарными нормами,
  • к ответственности привлечены 157 предприятий.

Комитет планирует использовать искусственный интеллект

Среди ключевых задач ведомства на ближайшее время:

  • принятие новой редакции закона о защите прав потребителей;
  • активная реализация проекта «Сапалы өнім»;
  • внедрение искусственного интеллекта для правового просвещения граждан;
  • мониторинг потребительских настроений через обращения и соцопросы.

Комитет рассчитывает повысить уровень удовлетворённости граждан до 77% к 2027 году. Сейчас этот показатель составляет 74,7%.

Новости партнеров