В Казахстане появится поведенческий надзор: банки обязали защищать права клиентов
Депутаты Мажилиса одобрили в первом чтении проекты законов РК «О банках и банковской деятельности» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития финансового рынка», передает Azattyq Rýhy.
«Уважаемый Ерлан Жаканович! Уважаемые депутаты! Я поддерживаю данные законопроекты. Важно отметить: за последние два года в банковском секторе реализован ряд ключевых реформ по защите прав наших граждан и усилению борьбы с кредитным мошенничеством. Коллеги депутаты в зале отметили уже, за это время мы снизили ставку по потребительским беззалоговым кредитам до 46%, а по ипотеке – до 25%. Сегодняшние реформы банковского законодательства – это продолжение тех системных мер, которые приняты за эти годы», – сказал депутат Мажилиса, член Комитета по финансам и бюджету, член фракции партии «AMANAT» Берик Бейсенгалиев во время прений на пленарном заседании Мажилиса в среду.
В рассматриваемом новом законе решаются и другие ключевые задачи, добавил он. Это, в частности, создание условий для привлечения на рынок новых участников, что усилит конкуренцию и сделает банковские услуги доступнее и обеспечит вовлечение банков второго уровня в финансирование реального сектора экономики.
Мажилисмен остановился на отдельных положениях нового закона:
«Предусматривается упрощение доступа на банковский рынок через введение базовой лицензии. Думаю, это прогрессивный шаг. Многие крупные микрофинансовые организации в стране уже сейчас нарастили достаточный капитал и могут конвертироваться в региональный банк и кредитовать малый и средний бизнес. Чем больше у нас будет «финансовых игроков», тем выше будет конкуренция, а это положительно повлияет на кредитование экономики.
Отдельно хочу отменить новую систему банковского надзора – это поведенческий надзор. По своей по важности поведенческий надзор сравним с действующим пруденциальным надзором за банками. В рамках поведенческого надзора акцент смещается с прибыли банков на защиту интересов потребителей и повышение ответственности банков перед гражданами».
Вводится полный контроль со стороны регулятора за качеством финансовых услуг, которые оказывают гражданам банки и микрофинансовыми организациями.
«На сегодня уровень финансовой грамотности населения достаточно низкий. На финансовое поведение заемщика влияют воспитание, образование, уровень материального достатка, наличие денежных сбережений. По новым нормам банки и микрофинансовые органищации будут обязаны перед выдачей кредита провести анализ, каким слоям населения они выдают кредит, и определить все риски. Не допускается навязывание дополнительных финансовых продуктов через рекламу или недобросовестные практики. Кроме этого, банки должны будут раскрывать полную информацию о финансовых продуктах, включая комиссию и платежи. Поэтому введение поведенческого надзора – это тоже большой шаг в оценке банков, не только с точки зрения прибыльности и устойчивости, но и с точки зрения защиты прав граждан», – отметил Берик Бейсенгалиев.
В рассматриваемом сегодня законе также упомянуты новые условия по оказанию государственной помощи для банков. По его мнению, вопрос оказания помощи банкам за счет средств бюджета постоянно подвергается критики со стороны депутатов и общества.
«В отличие от действующей практики, когда акционеры ни за что не отвечают, руководство банка также не несет ответственности, в итоге государство спасает всех депозиторов, а акционеры остаются со своими акциями. Новым законом ведено ограничение на участие государства при урегулировании неплатежеспособности банка. Это мера создаст стимулы для улучшения управления и восстановления устойчивости банка, не рассчитывая на государственную поддержку. Государственная поддержка будет оказана только системно значимому банку. При этом возмещение оказанной помощи государству будет осуществляется за счет взносов банков. И до полного погашения убытков государству, устанавливается запрет на выплату дивидендов и денежных вознаграждений акционерам и руководителям», – заявил депутат.
Также Берик Бейсенгалиев остановился на теме кредитного мошеничества:
«Сейчас в зале прозвучало много критики, в том числе по отмене онлайн-кредитов. Коллеги, хочу подчеркнуть, что с сентября этого года уже введен период «охлаждения». До сегодняшнего дня любой казахстанец мог моментально оформить кредит в режиме онлайн – деньги сразу же поступали ему на счет. Однако теперь такой оперативности больше не будет. Теперь не получится оформить кредит и сразу же получить деньги – придется сначала подождать: не менее 8 часов, если заем был выдан на сумму от 150 до 255 месячных расчетных показателей (МРП), или от 589 800 до 1 002 660 тенге в 2025 году; не менее 24 часов, если сумма займа превышает 255 МРП (1 002 660 тенге). Деньги по кредиту переводят только после окончания периода «охлаждения» и получения согласия заемщика. Если заемщик передумал, договор аннулируется и средства не перечисляются».
Период «охлаждения» дает шанс отменить кредит без последствий, если человек понял, что стал жертвой мошенников, утверждает он. Эта мера направлена на защиту граждан от мошенничества при онлайн-кредитовании, добавил мажилисмен.
«Полный запрет онлайн-кредитов, на мой взгляд, – большой шаг назад, особенно учитывая поручение президента сделать Казахстан по-настоящему цифровой страной в течение трёх лет. В то же время я полностью поддерживаю коллег в зале в том, что контроль и законодательные меры нужно ужесточить, возможно, и в новом законе о банках тоже.
В заключение хочу подчеркнуть: новый закон направлен на укрепление и конкурентоспособность банковской системы, защиту прав потребителей и развитие национальной цифровой инфраструктуры. Призываю своих коллег также поддержать данные законопроекты», – заключил Берик Бейсенгалиев.