$ 537.91  628.87  6.6
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.

В декрет с миллионами: как курсы для будущих мам опустошили бюджет на 320 млрд тенге

Согласно данным, будущие мамы фиктивно работали на 40 рабочих местах

В декрет с миллионами: как курсы для будущих мам опустошили бюджет на 320 млрд тенге
Фотоколлаж: Azattyq Rýhy/Әбілқасым Есентаев

Казахстанские женщины уходили в декрет с миллионными выплатами, указывая зарплаты сразу от 40 рабочих мест. Массовое использование «сомнительных схем» для получения максимальных пособий привело к дисбалансу в системе соцстрахования, дефицит – 320 млрд тенге. Министерство труда и социальной защиты населения РК инициировало поправки в закон, согласно которым соцотчисления «задним число» не будут учитываться в сумме пособий по уходу за ребенком. Документ доступен для публичного обсуждения на портале «Открытые НПА», передает Azattyq Rýhy.

По данным Минтруда, основные причины, приведшие к дисбалансу системы социального страхования:

  • снижение ставки социальных отчислений на период 2018-2024 годов до 3,5%;
  • изъятие в 2020 году из инвестиционного портфеля Государственного фонда социального страхования (ГФСС) 497 млрд тенге на выполнение обязательств государства по выплатам на период действия чрезвычайного положения в связи с пандемией COVID-19;
  • увеличение продолжительности назначения социальных выплат по уходу за ребенком с 1 года до 1,5 лет без страхового покрытия;
  • кассовый разрыв между объемами поступлений социальных отчислений и социальных выплат (наблюдающийся на протяжении последних лет, начиная с 2021 года).

«Более 80% объема социальных выплат ежегодно направляются на два связанных с материнством риска – социальные выплаты по случаю потери дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей) (СВбр), и в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет (СВур). Значительному росту расходов на указанные выплаты способствовало распространение и популяризация использования отдельными «недобросовестными» предпринимателями и заявителями «сомнительных схем» для получения социальных выплат в максимальном размере, при которых фактически неработающие лица, за счет уплаты за них социальных отчислений от максимального дохода (7 МЗП) «задним числом» от нескольких лже-работодателей после наступления социального риска, получали выплаты, во много раз превышающие размеры социальных выплат постоянно участвующих в системе матерей, особенно, работающих в органах и организациях, где работа по совместительству прямо запрещена», – говорится в документе.

Наличие кассового разрыва привело к вынужденному сокращению активов фонда госстраховки в целях обеспечения своевременного финансирования социальных выплат, отметили в МТСЗН.

«Ряд факторов привел к критическому приближению горизонта финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования. Нарушение финансовой устойчивости системы, по актуарной оценке, ожидается уже в 2028 году. В 2024 году объем выплат составил 958,3 млрд тенге, при общем объеме поступлений социальных отчислений (пени) 637,5 млрд тенге. Кассовый разрыв достиг рекордных 320 млрд тенге. Более 82% (790 млрд тенге) от общей суммы расходов на социальные выплаты направлены на поддержку материнства и детства (СВбр, СВур). Данные риски являются вполне прогнозируемыми», – подчеркнули в ведомстве.

Согласно анализу, проведенному ГФСС, общереспубликанский масштаб приобрела практика применения «сомнительных схем» для получения социальных выплат в максимальном размере.

«Так, в социальных сетях ведется активная консультационная работа по способам получения социальных выплат из ГФСС в максимальном размере, в частности, рекламируется заключение «формальных» трудовых договоров между субъектами предпринимательства и лицами, планирующими выход в декретный отпуск. Зачастую недобросовестные заявители имеют социальные отчисления от 10-ти и более работодателей за один месяц, в отдельных случаях их число достигает порядка 40-ка плательщиков», – привели пример в документе.

Так, только по назначенным в 2023 году выплатам было выявлено порядка 15,5 тыс. получателей СВбр, которым выплаты были назначены на основе социальных отчислений, уплаченных задним числом, что противоречит одному из основных принципов схемы страхования, при этом средний размер СВбр составил 1,4 млн тенге.

Предлагается ряд законодательных поправок, в частности, внесение изменений и дополнений:

  • в статью 78 Социального кодекса в части установления максимального размера совокупной СВбр на уровне не более произведения среднемесячного дохода в пределах 7 МЗП и соответствующего коэффициента количества дней нетрудоспособности;
  • в статьи 78 и 85 Социального кодекса в части исключения социальных отчислений, уплаченных после даты наступления социальных рисков, для исчисления размеров СВбр и СВур;
  • в статьи 113, 114, 115, 119 Социального кодекса в части ограничений в назначении социальной выплаты по случаю потери работы (СВпр) в отношении получателей СВбр и СВур, специальных социальных выплат и пенсионных выплат за выслугу лет, а также лиц, кому оказываются меры содействия занятости населения в виде трудоустройства на субсидируемые рабочие места (одновременное оказание двух видов поддержки при наступлении одного вида риска – «потери дохода в связи с потерей работы» противоречит принципам социального страхования и адресности оказываемой поддержки);
  • и другие изменения, направленные на эффективность расходов бюджетных средств.

Эти изменения могут привести к негативным реакциям со стороны «помогаек» женщинам и тех, кто несвоевременно уплачивают соцотчисления сотрудников, и лиц, работающих у нескольких работодателей, признают в Минтруда.

Изменения должны вступить в силу до конца 2025 года.

Новости партнеров