Куда уходит зарплата: сколько налогов удерживают из доходов казахстанцев
ОПВ, ВОСМС и ИПН: сколько денег платят сотрудники в найме
Заработная плата, оговоренная в трудовом договоре, никогда не совпадает с суммой, что поступает на банковскую карту. Разница между ними – это обязательные налоги и платежи, которые удерживаются с каждого наемного работника. Какую часть кровно заработанного забирают налоги и социальные фонды, рассмотрим структуру реальной зарплаты в материале Azattyq Rýhy.
Обязательные отчисления
Первое и самое крупное удержание – 10% от оклада – автоматически направляется в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). Это деньги, которые вы копите пока находитесь в трудоспособном возрасте. С выходом на пенсию работнику выплачивают десятилетиями накопленную сумму с процентами от пенсионного фонда.
Второй обязательный платеж – взнос в Фонд обязательного социального медицинского страхования (ФОМС) в размере 2%. Он фиксированный и обязателен для всех работников.
Индивидуальный подоходный налог (ИПН) – 10%. Это прямой налог, который уходит в государственный бюджет. Базовая ставка налога составляет 10%, но удерживается она не со всего оклада целиком. Перед расчетом бухгалтерия отнимает от вашей зарплаты уже удержанные пенсионные взносы (ОПВ), медстраховку (ВОСМС), а также законодательно установленный Базовый налоговый вычет в размере 30 МРП (129 750 теңге). Налог начисляется только на оставшуюся сумму дохода.
Считаем ИПН на примере среднемесячной заработной платы по Казахстану – 486 388 теңге:
1. Из оклада вычитают ОПВ (10%) и ВОСМС (2%): 486 388 – 48 639 – 9 728 = 428 021 теңге.
2. Затем минусуем необлагаемый базовый вычет (30 МРП): 428 021 – 129 750 = 298 271 теңге.
3. Вычисляем 10% налога с остатка: 298 271 – 29 827 = 268 444 теңге.
4. И добавляем необлагаемую налогом часть: 268 444 + 129 750 = 398 194 теңге.
В результате, при официальном окладе в 486 388 теңге, работник получает на руки 398 194 теңге.
Инфографика Azattyq Rýhy/Әбілқасым Есентаев
А что работодатель?
Отметим, указанные 88 тысяч теңге – сумма, которую вычитаются из вашего личного дохода. Сверху этой суммы работодатель обязан платить за вас дополнительные налоги и отчисления (социальный налог, социальные отчисления, ООСМС и ОПВР). Они не влияют на ваш заработок, но именно из них государство платит вам декретные или больничные листы.