Вторая ветка ж/д Достык – Мойынты увеличит пропускную способность Казахстана в 5 раз – Минтранспорта
Казахстан внедряет концепцию «умной железной дороги» с применением искусственного интеллекта и цифровых решений

После ввода вторых путей на участке Достык - Мойынты протяженностью 836 километров пропускная способность грузовых перевозок вырастет в пять раз. Это усилит транзитный потенциал страны и укрепит транспортные связи Казахстана с Китаем. Об этом заявила официальный представитель Министерства транспорта РК Ляззат Стамгазиева в беседе с Azattyq Rýhy.
«Сегодня этот коридор играет стратегическую роль в транзите между Китаем и Европой. С вводом вторых путей мы сможем в пять раз увеличить количество грузов, проходящих через Достык - Мойынты. При этом внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта сделает перевозки более безопасными, экологичными и эффективными», - подчеркнула Стамгазиева.
В рамках концепции «умной железной дороги» (Smart Railway) планируется широкое использование искусственного интеллекта, продолжила она.
«Новые цифровые системы будут управлять движением поездов и оптимизировать графики, прогнозировать загрузку станций, автоматически регулировать скорость и интервалы, а также обеспечивать бесперебойное движение составов. ИИ поможет в мониторинге состояния инфраструктуры: датчики и дроны будут в режиме реального времени передавать данные о состоянии рельсов, шпал и контактных сетей. Это позволит перейти от планового ремонта к предиктивному обслуживанию, что снизит затраты и предупредит аварийные ситуации», - пояснила официальный представитель ведомства.
Технологии также дадут ощутимый экологический эффект, отметила спикер. Алгоритмы будут оптимизировать энергопотребление локомотивов, включая использование рекуперации энергии при торможении. Это снизит выбросы СО₂ и сделает перевозки более «зелёными».
Кроме того, в проекте предусмотрена автоматизация контейнерных перевозок и логистики. Системы отслеживания грузов в реальном времени позволят рассчитывать оптимальные маршруты для ускорения доставки из Китая в Европу.
«Проект Достык - Мойынты станет не просто строительством новых путей, а основой для формирования современного железнодорожного коридора нового поколения. Это будет умная система, которая сочетает в себе технологии искусственного интеллекта, экологичность и безопасность», - добавила Стамгазиева.
Так, строится инфраструктура, которая сможет эффективно справляться с растущими грузопотоками и повысит транзитный потенциал Казахстана в разы, заключила она.
Напомним, сегодня, 30 сентября, президент РК Касым-Жомарт Токаев запустил вторую линию железной дороги Достык - Мойынты.