В Казахстане планируется создание сети оптово-распределительных центров во всех регионах страны
На селекторном заседании Правительства под председательством премьер-министра РК Аскара Мамина рассмотрены вопросы обеспечения продовольственной безопасности и создания товаропроводящей системы, передает Azattyq Rýhy.
О планах по реализации проекта доложили министр торговли и интеграции РК Бахыт Султанов и министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров.
По словам министра торговли и интеграции РК Бахыта Султанова, в целях обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо обеспечить потребности населения качественными товарами аграрной и пищевой промышленности, стабилизировать цены на продукты питания и товары первой необходимости, повысить продуктивность отечественного производителя, развивать эффективную логистику сельхозпродукции и расширять экспортные каналы ее реализации.
«Мы должны понимать, что затраты на хранение и логистику казахстанских товаров должны стать не «бременем» при их поставке как на внутренний, так и на внешние рынки, а превратиться в наше конкурентное преимущество», – сказал он.
Современное состояние продовольственной безопасности характеризуется, во-первых, недостатком качественной инфраструктуры для долгосрочного хранения. Это увеличивает издержки сельхозпроизводителя. Во-вторых, отсутствие координации объектов торгово-логистической инфраструктуры между собой усложняет путь товара к потребителю. В-третьих, старые форматы торговой инфраструктуры не позволяют эффективно распределить продукцию и стабилизировать цены на долгосрочный период.
Как отметил министр, спрос на внутреннем рынке будет покрываться за счет отечественных продовольственных товаров. Однако существующая инфраструктура, несовершенная логистика, неналаженное взаимодействие участников товародвижения приводит к значительному росту цен. Это на себе ощущает каждый гражданин, особенно в период межсезонья.
«Каждый год с февраля по май, когда уже истощаются запасы прошлогоднего урожая и начинается завоз нового из соседних стран, мы наблюдаем высокую волатильность цен. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на инфляцию. Причина необходимости создания системы хранения и реализации продуктов, производимых в стране, связана с большими затратами производителей», – сказал Бахыт Султанов.
По данным Министерства сельского хозяйства РК, дефицит по стране овощехранилищ составляет порядка 70%, а в некоторых регионах эта цифра достигает 90%. Это приводит к большим потерям продукции и невозможности ее хранения в течение длительного периода. К примеру, потери овощей и фруктов составляют порядка 19%, мяса и молочной продукции – 5%. Это означает, что все расходы, понесенные предпринимателем из-за потерь, ложатся на конечную стоимость продукции. Что касается торговой инфраструктуры, то в настоящее время в стране насчитывается 750 торговых рынков, большая часть которых (51%) является нестационарными.
Как отметил Бахыт Султанов, современные разгрузки, позволяющие быстро загружать товары (сейчас его называют «кросс-док») и отсутствие температурных складов оказывают непосредственное влияние на цену. На действующих рынках нет информационной системы по отслеживанию товаропотоков. При этом механизм доступа производителей к прилавкам создает основу искаженного ценообразования, несправедливых торговых наценок и необоснованного роста цен в определенные периоды.
«Ажиотаж при введении карантина в наших городах наглядно оголил эти проблемы. Для срочного, в то же время системного решения существующих проблем предлагается создать национальную товаропроводящую сеть, состоящую из единого комплекса оптово-распределительных центров. Эта экосистема создаст отдельный экономический кластер, который приблизит производителя к потребителю, а также вольется в торговую инфраструктуру республики, образуя единый механизм», – заверил он.
Ядром системы станут оптово-распределительные центры (ОРЦ), классифицированные по функционалу торговли и распределения. ОРЦ будут предлагать специализированные услуги, начиная от хранения и переработки до распределения и сбыта продукции. Эта инфраструктура позволит выстроить эффективные транспортно-логистические каналы для ключевых направлений поставок продукции. Также будут осуществляться экспортно-импортные операции в страны Евразийского экономического союза, Центральной Азии и Китай, что расширит рынки сбыта.
По словам министра, сеть ОРЦ станет связующим звеном между основными участниками товаропроводящей системы и объединит в один кластер производителей, ретейлеров, поставщиков. Предлагаемая система полностью соответствует глобальным трендам. Однако при исследовании ведущих мировых систем, таких как Rungis и Mercasa, ключевую роль в выстраивании торгово-логистической инфраструктуры играет государство. К примеру, во Франции из 20 оптовых продовольственных рынков только один является частным, остальные рынки являются полностью или частично государственными. В Испании сеть ОРЦ Mercasa также является государственной. 62% акций Варшавского сельскохозяйственного оптового рынка также принадлежит государству.
«Исходя из модели товаропроводящей системы и консультаций с мировыми и региональными экспертами, мы определили четкие параметры и характеристики каждого звена предлагаемой товаропроводящей сети. Оптово-распределительные центры являются элементами единой системы, в связи с чем их распределение по типам и функционалу является наиболее эффективным», – сказал Бахыт Султанов.
ОРЦ, ориентированные на торговлю, будут располагаться в 20 километрах от городов, имеющих объемный рынок сбыта, выгодное географическое местоположение. Их функция будет заключаться в приближении фермеров к рынкам сбыта. ОРЦ, ориентированные на распределение, располагаются в черте города. Наличие таможенного терминала на их территории позволит ускорить процедуру оформления грузов.
«Мы планируем выстроить сеть оптово-распределительных центров во всех регионах страны, которая охватит цепочку товародвижения от производителя до полки. Создание товаропроводящей системы предлагается реализовать в три этапа. На первом этапе планируется строительство пяти оптово-распределительных центров, ориентированных на хранение сельскохозяйственных товаров, в Павлодарской, Алматинской и Туркестанской областях», – сказал он.
Общая стоимость реализации проекта составляет 237,5 миллиарда тенге. Создание товаропроводящей системы позволит привлечь и обеспечить рабочими местами порядка 10,5 тысячи специалистов, в том числе на период строительства – 4,2 тысячи, эксплуатации объектов – 6,3 тысячи. Для строительства объектов будут привлекаться отечественные проектные и строительные компании.
«В целом мы разработали и предлагаем механизмы полного ввода к 2022 году мощностей в общем объеме 4,8 миллиона тонн в год. Это полностью покроет дефицит мощностей и создаст условия для последующей экспортной экспансии. С акиматами мы отработали вопросы выделения земельных участков для первых двух этапов. По остальным 15 объектам в кратчайшие сроки будут проводиться работы», – добавил министр.
Министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров, в свою очередь, сообщил, что имеющаяся сырьевая база не обеспечивает равномерные поставки качественного сырья в течение года из-за неразвитости торгово-логистической системы, практически отсутствуют объекты по предпродажной подготовке товара. В целом недостаточный уровень интеграции в систему сбыта сдерживает развитие отечественного производства.
В отдельных регионах недостаточно развита складская инфраструктура по хранению плодоовощной продукции и пищевых продуктов.
«По предварительным данным акиматов, в республике насчитывается 1 249 единиц плодоовощекартофелехранилищ с общей емкостью 1 908,3 тысячи тонн, что недостаточно для обеспечения хранения произведенной продукции. При объеме производства картофеля, капусты, моркови, лука, свеклы в 2019 году в 6,7 миллиона тонн и потребности хранения овощей до следующего урожая как для внутреннего потребления, так и экспорта необходимо иметь специализированных мощностей порядка 2,8 миллиона тонн», – пояснил он.
Со своей стороны Министерство сельского хозяйства РК принимает меры по увеличению объемов производства овощей и фруктов за счет внедрения новых технологий, развития питомниководства, использования качественных семян и саженцев, расширения площадей орошаемых земель, использования современных поливных машин, а также развитию, расширению и модернизации емкостей хранения овощей, фруктов и картофеля, что является неотъемлемой частью торгово-логистической инфраструктуры.
«Для стимулирования предпринимателей к строительству овощехранилищ министерством предусмотрены инвестиционные субсидии в размере 25%, а также льготное кредитование по программе экономики простых вещей», – отметил министр.
Развитие торгово-логистической инфраструктуры путем создания сети ОРЦ обеспечит снижение потерь произведенной сельхозпродукции после сбора урожая, исключение непродуктивных посредников, доступ сельхозпроизводителей к торговым сетям, увеличение сбыта продукции сельского хозяйства как на внутреннем рынке, так и в экспортном направлении.