Город бизнеса и капитала: как Алматы поддерживает местных предпринимателей

Azattyq Rýhy
22.10.2024, 17:45

Город лидирует по многим экономическим показателям в стране

Фото Даурена Исаева, кондитерской компании, фотоколлаж Azattyq Rýhy

Алматы смело можно назвать локомотивом казахстанской экономики. По итогам прошлого года город сформировал 20,8% валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Также в городе наблюдается высокая деловая активность, в сентябре текущего года индекс деловой активности вырос до 53,4% (РК – 51,2%). В целом, по итогам 2024 года рост экономики Алматы ожидается на уровне 5,5%.

Здесь сосредоточено множество заводов, фабрик и цехов, где выпускают различную продукцию – продукты питания, текстильные предметы, мебель, автомобили, химическую продукцию, фармацевтику, компьютеры, электронное и оптическое оборудование.

Рост новых предприятий сказывается и на количестве бизнесменов – из года в год их число только растет. Сейчас в Алматы наблюдается наибольшее количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в стране – 361,1 тысячи. Чем же они занимаются и как поднимают экономику города и всей республики, расскажем в материале Azattyq Rýhy.   

Город бизнесменов

Алматы располагает необходимыми трудовыми и инфраструктурными ресурсами, что делает город одним из самых инвестиционно-привлекательных регионов Казахстана. По итогам 9 месяцев этого года привлечено 1 триллион 133 миллиарда тенге инвестиций в основной капитал с ростом на 8,1%. Рост частных инвестиций составил 8% и его объем увеличился до 1 триллиона тенге.

Значительный рост инвестиций отмечен по отраслям информации и связи – на 97,7% (92,6 миллиарда тенге), обрабатывающей промышленности – на 59,2% (62,8 миллиарда тенге), туризма – на 33,7% (72,3 миллиарда тенге), здравоохранения – на 27,9% (51,3 миллиарда тенге), а также транспорта – на 22% (178 миллиардов тенге). Это говорит о качественном изменении структуры инвестиций с акцентом на развитие приоритетных отраслей экономики города.

В 2024 году объем инвестиций в основной капитал планируется увеличить до 2 триллионов тенге.

«В городе отмечается стабильный рост предпринимательской активности. Так, с начала текущего года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства выросло на 21 тысячу или 6,2%. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года их количество выросло на 19,9 тысячи или 5,8%. С 2019 года рост составил 89,9%», – сообщил руководитель отдела стратегического развития Управления предпринимательства и инвестиций города Алматы Абулхаир Аймухамбет.

Если смотреть в разрезе отраслей, то больше всего алматинских бизнесменов работают в секторе торговли – их более 141 тысячи. Их количество выросло за год на 2,7%.

Предприниматели Алматы подчеркивают комфортность ведения бизнеса в городе. Это стало возможным во многом благодаря колоссальной поддержке местных властей.

За первое полугодие этого года выпуск продукции малого и среднего бизнеса увеличился на 22,4%, до 10,9 триллиона тенге. В январе-сентябре текущего года количество действующих субъектов МСБ выросло на 6,2%, до 361,1 тысячи единиц.

Для поддержки МСБ в этом году из бюджета выделено 53,1 миллиарда тенге на субсидирование, гарантирование и кредитование. За 9 месяцев 2024 года получили поддержку 1,7 тысячи новых проектов МСБ на сумму кредита 113,1 миллиарда тенге, продолжают получать поддержку в виде субсидирования части ставки вознаграждения более 2 тысяч проектов, одобренных в прошлых годах.

На площадках Индустриальной и Специальной экономической зоны реализуется 87 инвестпроектов на общую сумму 452 миллиарда тенге. В 2024 году будет произведен ввод в эксплуатацию 40 проектов на сумму 220 миллиардов тенге с созданием 4,5 тысячи новых рабочих мест.

К примеру, в мае этого года крупная кондитерская компания открыла в Индустриальной зоне города новый производственный цех. Организация работает на рынке с 2016 года. На сегодняшний день она состоит из 18 магазинов по Алматы и Алматинской области и трех производственных цехов. При этом два цеха по производству кулинарной продукции находятся в индустриальной зоне.

«Для открытия цеха в городе не было больших помещений либо они не подходили нам по условиям – они были неудобны для развития бизнеса. А у акимата города есть проект развития малых промышленных парков. По данному проекту мы и открыли цех на территории индустриальной зоны. Здесь мы получили ряд преимуществ – нашей компании предоставили землю для строительства, готовую инфраструктуру и удобства по арендной плате», – пояснил PR-менеджер компании Бакытжан Мухаммедияулы.

Помимо прочего, размещение в Индустриальной зоне открыло компании доступ и к жителям пригорода, то есть Алматинской области. Дело в том, что эта территория находится как раз на стыке города и области.

«В городе на такие производства очень сложно находить сотрудников, так как горожане неохотно идут на такую работу. А Индустриальная зона открывает доступ и к городским жителям, которые хотят работать, и к жителям области. Таким образом мы закрываем потребность в кадрах. Также очень удобна логистика для доставки продукции по нашим магазинам. Поскольку продукция считается скоропортящейся, ее нужно доставлять в точки продаж сразу после приготовления», – подчеркнул Бакытжан Мухаммедияулы.

В цехе сейчас работают около 200 сотрудников. Ассортимент у компании широкий: здесь выпускают 39 наименований продукции, таких как самса, круассаны, бореки и другие. Особо отметим, что у организации есть сертификаты НАССР и Халал. Кулинарные изыски настолько популярны среди покупателей, что предложение не поспевает за спросом – потому в ноябре этого года компания планирует начать строительство нового завода на территории индустриальной зоны.

«Спрос на нашу продукцию у населения очень высок. Поэтому на данный момент было принято решение о строительстве завода, чтобы удовлетворить этот спрос. Завод займет 7 тысяч квадратных метров. Новое предприятие даст новые рабочие места, больший ассортимент и больший объем продукции», – отметил PR-менеджер кондитерской компании.

Приоритетные направления Программы развития Алматы

В силу мировых тенденций, когда фокус от индустриальной экономики смещается в экономику идей, новаций, а человеческий капитал становится ценным активом развития креативных индустрий, Алматы может по праву занять лидирующие позиции в глобальном индексе конкурентоспособности.

В сентябре 2022 года была утверждена «Программа развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года», где одними из приоритетных направлений определены такие отрасли, как туризм, креативные индустрии и сфера IT. Согласно концепции программы, в Алматы стоит задача по постепенной трансформации городской экономики от торговли и сервисного обслуживания к развитию профессиональных компетенций.

На сегодня в сфере креативных индустрий зарегистрировано более 14 тысяч субъектов. С начала 2024 года их число выросло на 8%. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, рост составил 8,8%, а по сравнению с 2019 годом показатель вырос аж на 90%.

«Наибольший рост показывает креативная деятельность по проектированию информационных систем, разработке программного обеспечения, веб-порталов, в сфере музыки, киноиндустрии, рекламы, маркетинга, образования и культуры. Вектор нашего развития будет сконцентрирован в следующих отраслях креативной экономики: кино и анимация, музыка, новые медиа и цифровые культуры, киберспорт и геймдевелопмент, мода и ремесленничество, архитектура, дизайн и современное искусство», – поясняет руководитель отдела стратегического развития Управления предпринимательства и инвестиций города Алматы Абулхаир Аймухамбет.

До 2030 года комплексное развитие секторов креативных индустрий и IT позволят преобразовать отрасль в экономически значимый сектор Алматы с доведением вклада креативных индустрий до 5% в валовом региональном продукте (ВРП) Алматы и увеличением экспорта услуг креативных индустрий до 500 миллионов долларов США.

«Развитие креативных индустрий позволит изменить структуру занятости, создать новые предприятия и рабочие места, увеличить экспортный потенциал, повлияет на формирование положительного имиджа и повысит инвестиционную привлекательность города Алматы», – говорит спикер.

Наряду с креативными индустриями в структуре экономики Алматы стабильный рост демонстрирует и туристическая отрасль. По итогам 2023 года общее количество туристов, посетивших город, составило более 2 миллионов человек, что на 12,6% больше по сравнению с 2022 годом. Из них 540,7 тысячи человек были иностранными туристами, что отражает значительный рост на 29,5%. Внутренний туризм также показал положительную динамику с увеличением на 7,6%, достигнув 1 497,7 тысячи человек.

По итогам первого полугодия 2024 года общее число туристов выросло на 10%, превысив 1 миллион человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество иностранных туристов увеличилось на 15,6%, превысив отметку в 302,3 тысячи (против 261,5 тысячи за тот же период 2023 года). Внутренний туризм также продолжает расти, достигнув 768 тысяч человек, что на 8,1% больше по сравнению с первым полугодием прошлого года (710,5 тысячи).

С начала года налоговые поступления от туристической отрасли составили 62,5 миллиарда тенге, что на 39,4% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, демонстрируя высокую эффективность вложений.

Все эти показатели и статистические данные доказывают, что Алматы является самым благоприятным городом для ведения бизнеса, что подтверждают и сами предприниматели. Во многом вести свое дело стало легче благодаря государственной поддержке.

Вам будет интересно: