Более 300 млрд тенге недосчитался бюджет из-за неэффективности транспортной отрасли

Муканова Айкен
12.06.2024, 11:48

Высшая аудиторская палата проверила 23 объекта с бюджетом в 3 трлн тенге

Фото: t.me/qazavtojol

Доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72%. Об этом сообщил председатель Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов, передает Azattyq Rýhy.

На пленарном заседании Мажилиса Алихан Смаилов представил отчет по аудиту транспортной отрасли.

«Всего за последние четыре года на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог выделено порядка 1,9 трлн тенге. По данным аудита, доля автодорог республиканского значения, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, составляет всего 72%. Ключевым фактором, способствующим разрушению дорог, является проезд тяжеловесных транспортных средств с нарушением разрешенной массы», – доложил глава ВАП.

Проблема никак не решается долгие годы – из-за лоббирования интересов участников перевозочного процесса и отсутствия принципиальной позиции государственных органов, заявил Смаилов.

«Некорректно фиксируются нарушения, установленные автоматизированными станциями измерений. Нужен категорический запрет на проезд большегрузов по дорогам общего пользования. И ужесточение ответственности за причиняемый ущерб государству», – предложил он.

Ухудшению состояния дорог способствует реализация проектов по среднему ремонту дорог, не требующих разработки проектно-сметной документации и проведения экспертизы, пояснил спикер.

«Установлено низкое качество управления проектами по международным займам под гарантию государства. Имеет место затягивание сроков их реализации», – продолжил Смаилов.

В результате это привело:

  • к потерям республиканского бюджета почти на 40 млрд тенге в виде выплаты вознаграждений за обслуживание оплаченных и неосвоенных авансов;
  • к удорожанию проектов на 294 млрд тенге;
  • к оплате АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» 21 млрд тенге не подтвержденных понесенных затрат.

«Не проводится оценка достигнутых эффектов от привлеченных средств под гарантию государства. Себестоимость реализуемых за счет таких средств проектов на предмет возможного удешевления не анализируется. К примеру, стоимость одного километра дорог за счет гарантированных займов дороже стоимости строительства за счет бюджетных средств в среднем в 3 раза. Дефицит строительных материалов и их низкое качество, отражаются как на себестоимости строительства и ремонта дорог, так и на своевременности реализации проектов автодорожной отрасли», – отметил глава ВАП.

Помимо этого, неэффективно проведены экспертизы качества работ и материалов при строительстве, реконструкции и ремонте автодорог, подчеркнул Смаилов.

«Сохраняется остаточный принцип финансирования работ по текущему содержанию дорог. За последние четыре года в среднем 67% от норматива. Имеет место недоукомплектованность АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» дорожно-эксплуатационной техникой, необходимой для содержания автодорог республиканского значения», – отметил он.

По словам Смаилова, решение накопленных десятилетиями проблем преимущественно сводится к латанию дыр. Высшая аудиторская палата проверила 23 объектах с охватом 3 трлн тенге.

«По результатам выявлены финансовые нарушения на 29 млрд тенге, неэффективное планирование и использование бюджетных средств на 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге», – отчитался он.

В результате ВАП передал в правоохранительные органы пять материалов, 117 материалов направлены для привлечения к административной ответственности.

Вам будет интересно: