Тарифы на грузоперевозки вызвали обеспокоенность у депутатов от AMANAT

Ахметбеков Асхат
14.02.2024, 10:53

По данным Мукаша Искандирова, с 2016 года тарифы выросли более чем в 2 раза

Фото: railway.supply, rail-news.kz, eldala.kz, zdmira.com

На пленарном заседании Мажилиса депутат, член фракции партии AMANAT Мукаш Искандиров озвучил запрос касательно установления повышающих коэффициентов к тарифу магистральной железнодорожной сети (МЖС) для экспортных перевозок, передает Azattyq Rýhy.

Депутат отметил, что в своем Послании народу Казахстана глава государства отметил, что «в условиях нарастающей глобальной конкуренции и переориентации товарных потоков особое значение обретает сбытовая политика».

Одной из мер стимулирования экспорта во всех странах является государственное регулирование тарифов на услуги грузовых железнодорожных перевозок, в том числе с применением льготных тарифов.

«В нашей же стране мы наблюдаем лишь только динамику повышения тарифов национальным перевозчиком АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» (КТЖ). С 2016 года железнодорожные тарифы на перевозки грузов в Казахстане выросли более чем в 2 раза. Только в  2023 году железнодорожные тарифы на перевозки грузов повышались трижды (МЖС с 1 января 2023 года на 5%, МЖС с 27 апреля 2023 года на 28,4%, локомотивная тяга с 6 ноября 2023 года на 11,4%). В 2024 году состоялось повышение на МЖС на 5%, дополнительно заявлено повышение тарифа на локомотивную тягу на 35%», – сообщил Мукаш Искандиров.

По его словам, поданная в Комитет по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики заявка КТЖ на рост ценовых пределов на услуги МЖС (повышающие коэффициенты к утвержденным тарифам) для экспортных перевозок – в 3,89 раза в 2024 году и в 4,42 раза в 2025 году, вызывает глубокую обеспокоенность отечественных экспортеров и создает им высокие риски снижения конкурентоспособности, потери рынков сбыта и остановки их производств, что прямо противоречит задачам, которые озвучил Президент в своем Послании.

Учитывая, что в общем тарифе на ЖД перевозки МЖС занимает в среднем 60%, его увеличение приведет к увеличению общего тарифа в 2,3-2,7 раза. А это даже не процентное увеличение, а кратное, подчеркнул аманатовец.

«Подача заявки на повышающие коэффициенты стала возможной благодаря введению в действие Приказа Министра национальной экономики № 179 от 27 ноября 2023 года, «О внесении изменений и дополнений в Приказ Министра национальной экономики РК от 19 ноября 2019 года № 90 «Об утверждении Правил формирования тарифов», где в статье 646 добавлен подпункт 4, позволяющий КТЖ  применять повышающий коэффициент с целью «получения доходов для возврата основного долга по привлеченным кредитным ресурсам для реализации мероприятий, направленных на расширение, модернизацию, реконструкцию, обновление действующих активов, создание новых активов, непосредственно используемых в технологическом цикле предоставления регулируемых услуг, обеспечение энергосбережения и повышения энергоэффективности и повышения качества предоставляемых услуг, не учтенных в составе тарифа», – пояснил член фракции партии AMANAT.

Он отметил, что такая норма Приказа по сути противоречит статьи 26 Конституции РК «Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом» и подпункт 1 пункта 2 статьи 16 Закона «О естественных монополиях», где затратный метод тарифного регулирования предусматривает ограничение видов и размеров затрат, учитываемых в тарифе, с учетом их экономической обоснованности.

«Согласно сведений КТЖ в поданной заявке на установление максимальных индексов к тарифам МЖС, предполагается получить доход от МЖС по экспортным перевозкам с учетом повышающего коэффициента в размере 535 075 511 тысяч тенге, вместо 137 027 972 тысяч тенге, заявленных при утверждении основного тарифа МЖС. За счет этого дохода предполагается погашение основного долга в размере 179 631 766 тысяч тенге.

Почему отечественные экспортеры должны принимать на себя обязательства по кредитным ресурсам КТЖ, не учтенных в составе тарифа? Если погашение основного долга не включено в тариф, значит оно не связано с целевой деятельностью? Как Правительство контролирует кредитную нагрузку национального перевозчика, в том числе привлечение заемных средств, которые потом оказываются неучтенными в тарифах и их последующее погашение?» – озвучил депутат Мажилиса.

В связи с этим аманатовец просит предоставить информацию о целевом использовании кредитных ресурсов, не связанных с целевой деятельностью, и о реализации проектов, на которые были привлечены эти заемные средства.

«Логика столь кратного повышения тарифов выглядит довольно странно ввиду последних заявлений руководства КТЖ о четырехкратном росте прибыли компании за предыдущий год к уровню 2022 года, а также о принятых решениях о предоставлении скидок на транзит грузов иностранных отправителей по территории Казахстана на 2024 фрахтовый год, направленные «КТЖ – Грузовые перевозки» всем железнодорожным администрациям в декабре 2023 года.

При этом предусмотренные в вышеуказанном приказе механизмы предоставления скидок к предельному уровню тарифов по заявлению потребителей создают основу для еще большей коррупционной деятельности национальной железнодорожной компании, так как руководство КТЖ получает право решать судьбу экспорта той или иной отрасли экономики», – подчеркнул Мукаш Искандиров.

Депутат считает, что подпункт 4 статьи 646 приказа и другие его нормы, регулирующие применение предельных индексов, приняты Министерством национальной экономики при полном отсутствии расчетов влияния последствий для грузоотправителей и экономики РК, без учета позиций Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» и бизнеса. Мажилисмен недоумевает: как проводился расчет возможного воздействия на экономику и была ли сделана экспертиза на наличие коррупционных рисков перед принятием вышеуказанных правил.

Таким образом аманатовец просит Правительство рассмотреть возможность приостановить действие приказа министра национальной экономики № 179 от 27 ноября 2023 года «О внесении изменений и дополнений в Приказ министра национальной экономики РК от 19 ноября 2019 года № 90 «Об утверждении Правил формирования тарифов» до проведения полного анализа воздействия этих норм и целесообразности их применения.

«Непрозрачность процессов КТЖ между перевозочными функциями и функциями национального оператора инфраструктуры, бесконтрольное наращивание кредитной нагрузки, непрогнозируемое для бизнеса повышение тарифов, закрытость стратегических планов, а также запланированное на 2025 год ввод КТЖ на IPO усугубляют ситуацию с обеспечением экономики страны качественными железнодорожными услугами, повышают риски не вывоза казахстанской продукции, дестимулируют привлечение инвесторов и новых грузопотоков на вновь создаваемые объекты инфраструктуры.

В этой связи в очередной раз обращаем внимание Правительства на необходимость скорейшего реформирования КТЖ путем отделения функций национального перевозчика от функций национального оператора инфраструктуры (МЖС) с передачей компетенции управления национальным оператором инфраструктуры в ведение Министерство транспорта РК», – заключил мажилисмен.

Вам будет интересно: