Началось строительство новой железной дороги в обход Алматы

Автор: Ахметбеков Асхат

В церемонии закладки первого звена железнодорожного полотна принял участие премьер-министр РК Алихан Смаилов

Фото: primeminister.kz

В Алматинской области началось строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы. Инфраструктурный проект, имеющий большое значение для развития транспортно-транзитного потенциала республики, реализуется по поручению главы государства. В церемонии закладки первого звена железнодорожного полотна принял участие премьер-министр РК Алихан Смаилов, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Правительства РК.

Железнодорожные грузоперевозки между Казахстаном и Китаем в 2022 году превысили исторический максимум, составив свыше 23 млн тонн. С начала 2023 года показатель вырос еще на 22%. В этих условиях железнодорожный узел Алматы, находящийся на перекрестке основных международных маршрутов, испытывает повышенную нагрузку.

Вместе с тем реализация проекта позволит переориентировать грузопоток на новую железную дорогу Жетыген – Казыбек бек, минуя станцию Алматы. В целом новая ветка снизит нагрузку на Алматинский узел на 40% и существенно сократит время доставки грузов.

Алихан Смаилов отметил, что железнодорожный маршрут, проходящий через пограничный переход Алтынколь – Хоргос, за последние годы показал динамичный рост.

«На данном транзитном коридоре Алматинский железнодорожный узел обеспечивает движение поездов по четырем направлениям: Шу, Актогай, Алтынколь и Алматы-2. Реализация указанного проекта значительно сократит срок доставки грузов», –  сказал премьер-министр.

Он добавил, что доля местного содержания в рамках работ составит не менее 85%. В строительстве будут задействованы 1 400 человек, а при эксплуатации железнодорожной линии – порядка 500 человек.

«Производство шпал, рельсов и трансформаторов, поставка инертных материалов, песка и щебня будут осуществляться местными компаниями», – сказал Алихан Смаилов.

В целом в процессе строительства будут уложены 130 километров железнодорожных путей, построены три станции, 13 мостов, пять железнодорожных и один автомобильный путепроводов.

На официальном мероприятии также выступил почетный железнодорожник, ветеран отрасли Калтай Самбетов.

«Между постами Жетыген – Казыбек бек начинается строительство дороги, которую железнодорожники давно ждали. Эта линия имеет большое значение, так как внесет вклад в развитие экономики, рост и процветание страны. Данный железнодорожный маршрут существенно увеличит транзитные возможности между Казахстаном и Китаем, Центральной Азией и Россией», – сказал он.

Стоит отметить, что для обеспечения бесперебойного экспорта отечественной продукции и расширения транзита грузов в Казахстане продолжается активная работа по развитию железнодорожной инфраструктуры. Так, для увеличения пропускной способности строятся вторые пути на участке Достык – Мойынты. В ближайшее время планируется начать строительство железнодорожных линий Дарбаза – Мактаарал и Бахты – Аягоз с выходом на третий международный стык с Китаем. Всего в течение трех лет будут построены свыше 1 300 километров железных дорог.

«Сегодня мы начинаем строительство железнодорожной линии в обход узла Алматы. Она ускорит пропуск транзитных грузов назначением на Центральную Азию, Европу и порты Каспийского моря. Эта линия очень нужна, чтобы разгрузить узел Алматы, который сильно развился в последнее время. Особенно пригород Алматы. Промышленность развивается. Строятся транспортно-логистические центры, для которых нужна пропускная способность», – сказал заместитель председателя правления АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» Канат Альмагамбетов.

По его словам, сегодня грузы, попадая в узел Алматы, задерживаются на 1,5-2 суток. Однако благодаря новой железнодорожной линии работа узла значительно улучшится. 

«Я думаю, это сразу почувствуют все грузоотправители и грузополучатели, которые здесь обслуживаются. Эта работа ведется в рамках реализации Послания Президента в части развития транспортно-логистических возможностей Казахстана. Сегодня в республике создаются действительно благоприятные условия для ускоренного пропуска грузов», – отметил Канат Альмагамбетов.