Россия будет использовать инструменты «мягкой силы» – инвестиции в экономику РК

Автор: Ахметбеков Асхат

Фактически это продолжение тесного экономического партнерства между Казахстаном и нашим северным соседом, которое сохраняется уже многие годы

Фото: shutterstock.com

Россия уже давно и прочно этот инструмент «мягкой силы» применяет, говорит финансовый аналитик Арман Бейсембаев. По его словам, здесь речь может идти об увеличении инвестиций и прямое вхождение в доли предприятий в качестве основного инвестора в различных секторах экономики, передает Azattyq Rýhy.

Напомним, ранее, выступая на международной выставке «Иннопром. Казахстан» 25 сентября в Астане, премьер-министр РФ Михаил Мишустин отметил, что Россия будет использовать экономические инструменты для того, чтобы «затормозить распространение влияния США в центральноазиатском регионе».

Общий объем прямых инвестиций из России в Казахстан за последние 17 лет достиг около 20 млрд долларов. В свою очередь, казахстанские инвестиции в Россию составили порядка 6 млрд долларов. В первом квартале 2023 года чистый приток прямых иностранных инвестиций из России в Казахстан вырос на 16%

По данным Михаила Мишустина, товарооборот РФ с Казахстаном в 2022 году достиг рекордных значений и составил около 2 трлн рублей. А в 2023 году с января по июль он вырос на 10% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, превысив 1,5 трлн рублей.

В настоящее время наши страны сотрудничают в реализации 29 совместных промышленных проектов на общую сумму 9 млрд долларов в рамках единой программы, подписанной в 2022 году. Ожидается создание 12,5 тыс. рабочих мест. Данная программа, в свою очередь, является составной частью развития промышленной кооперации РФ и РК, которая включает в себя реализацию 100 кооперационных проектов в индустрии на сумму более 22 млрд долларов.

В качестве примера среди крупных уже реализованных проектов между нашими странами можно привести предприятия по производству легковых автомобилей, электровозов и тракторов на общую сумму около 450 млн долларов. Кроме того, возможна дальнейшая кооперация РФ и РК в сфере производства нефтегазового машиностроения, контейнеров, автокомпонентов. Также Россия предлагает создавать новые производственные цепочки в машиностроении, энергетике, транспортной инфраструктуре.

Отметим, что в 1998 году между РФ и Казахстаном был подписан договор об экономическом сотрудничестве до 2007 года. После реализации его положений он утратил силу, но на смену ему пришли новые договоры и соглашения о более тесной интеграции двух стран – в начале в рамках Таможенного союза, а затем и ЕАЭС.

Среди преимуществ, которые Казахстан смог извлечь от данной кооперации, эксперт Арман Бейсембаев отмечает, в частности, «привлечение инвестиций, сотрудничество на уровне малого и среднего бизнеса, который в своей деятельности завязан на поставки в или из России».

Также в настоящее время партнерство между РФ И РК наблюдается и в сфере транзитных перевозок. На сегодняшний день Казахстан становится крупным торгово-логистическим хабом на новых маршрутах из России в Азию.

По данным Института мировой экономики, на сегодня через Казахстан проходят 13 международных транспортных коридоров – 5 железнодорожных и 8 автомобильных. Из них 9 маршрутов выходят на российскую транспортную систему. Среди них особое значение имеет так называемый Северный маршрут, который обеспечивается работой совместного предприятия Казахстана, России и Беларуси АО «Объединенная транспортно-логистическая компания «Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА), говорит эксперт Института мировой экономики Лидия Пархомчик.

Как отмечалось ранее на Шестом Каспийском саммите, в республике началось строительство современных оптово-распределительных центров с технологически развитой системой складирования, хранения и реализации продовольственных товаров. Они будут логистически связаны с портами Актау и Курык, что удобно и для торговли с прикаспийскими странами. Это, к примеру, центр трансграничной торговли «Евразия» на территории Западно-Казахстанской области и на границе с Россией. На базе таких центров планируется размещение промышленных кластеров, которые включали бы в себя и совместные кооперационные производства.