Как построить новую экономику в Казахстане, рассказал эксперт

Ахметбеков Асхат
08.09.2023, 16:49

Необходимо обеспечить макроэкономическую стабильность, утверждает Аманжан Жамалов

Фото: kazpravda.kz

Красной линией в Послании главы государства прошла тема строительства нового каркаса экономики Казахстана. Ведь очевидно, что политические изменения, вихрем ворвавшиеся в нашу жизнь, должны быть подкреплены реальными экономическими проектами, улучшающими жизнь людей. Своим мнением по этому вопросу в интервью «Казахстанской правде» рассказал доктор экономических наук, депутат III, IV, VI и VII созывов Мажилиса Аманжан Жамалов, передает Azattyq Rýhy.

«Президент достаточно подробно изложил содержание нового экономического курса. Важно, что глава государства говорил не только о макроэкономике, но и о развитии конкретных отраслей. Можно сказать, что он представил образ будущей экономики Казахстана. Ставка будет сделана на обрабатывающую промышленность, туризм, АПК, транспорт, цифровизацию и внедрение инноваций и, что немаловажно, инфраструктуру – энерго-, тепло- и водоснабжение, газификацию. В целом говорилось о перезагрузке макроэкономической политики. Это касается вопросов кредитования, разгосударствления экономики, налоговой и бюджетной политики», – сказал Аманжан Жамалов.

По его словам, конечно, легко критиковать Правительство, но нужно учитывать, в каких условиях оно работает.

«Нынешнее Правительство работало в тяжелейшем антикризисном режиме, но все же со своей основной задачей справилось. Казахстанская экономика выжила. В настоящее время создана платформа, чтобы уже перейти к реализации структурных экономических реформ, о которых говорил глава государства в своем Послании народу Казахстана», – отметил доктор экономических наук.

При этом предоставленная самостоятельность «безусловно» поможет Правительству в управлении экономикой, считает Аманжан Жамалов.

«Насколько я знаю, многие решения министерств и Правительства проходили не один круг согласования с Администрацией Президента. Во-первых, это сильно затягивает процесс принятия и тем более реализации решений. Во-вторых, это, наверное, главное, приводит к размыванию ответственности. Министерства постоянно получают поручения Администрации и под них перерабатывают свои планы и решения. И фактически построили свою работу на указаниях сверху. В реалии минис­терства должны сами разрабатывать и реализовывать свою отраслевую политику. И в конечном итоге нести полную ответственность за результат. В текущих реалиях для министерств основным видом деятельности является сам процесс, а ответственных за результат тех или иных решений практически определить невозможно. Теперь же Администрация Президента не будет заниматься текущей работой Правительства и сосредоточится на стратегических направлениях экономического развития страны. Так это и должно быть», – заявил он.

Собеседник убежден: в стране есть все условия для развития обрабатывающей промышленности.  Создана законодательная база, построена инфраструктура, к примеру, свободные экономические зоны. С 2010 года было несколько госпрограмм, которые потом преобразовались в нацпроекты.

«Но вся работа по этим направлениям, несмотря на реализацию более 1 000 проектов, к сожалению, не привела к диверсификации экономики, о чем говорил Президент. Не появились производства, которые могли бы конкурировать хотя бы на региональном рынке, не говоря уже о мировом рынке. Мы так и остались экспортоориентированной сырьевой экономикой и не осуществили заявляемый все это время переход к новым переделам, то есть переработке тех сырьевых ресурсов, которые мы добываем. Поэтому в своем Послании глава государства поставил перед Правительством четкую задачу: создать кластеры высокого передела – глубокая переработка металлов, нефте-, газо- и углехимия, тяжелое машиностроение, конверсия и обогащение урана, производство автокомпонентов и удобрений. Это совсем другой уровень экономики», – сказал он.

Главный вопрос: как это сделать? Доктор экономических наук полагает: не нужно второй раз наступать на грабли и пытаться финансировать новые проекты за счет государства, ставку нужно делать на частный капитал. Тогда как государство должно создать лучшие условия для инвесторов, о чем собственно говорил Президент.

По словам Аманжана Жамалова, есть три источника инвестиций: первый – это государство, второй –частные инвестиции, собственные средства компаний и третий, наверное, самый главный источник – это банковское кредитование.

«Считаю, что текущий дефицит инвестиций напрямую связан с низким уровнем кредитования реального сектора. Высокая базовая ставка привела к тому, что банки стали зарабатывать на нотах Нацбанка и на потребительском кредитовании. О своей главной функции – кредитовании экономики – они, похоже, забыли. Поэтому перед АРРФР и Правительством стоит задача сделать такое пруденциальное и фискальное регулирование, чтобы банкам стало выгодно развивать корпоративное кредитование, чем примитивно зарабатывать на нотах Нацбанка, – подчеркнул он, продолжив. – Есть непреложная истина: государство – плохой собственник. Если предприятия будут финансироваться государством, то это, как показал прошлый опыт, будет сопровождаться коррупцией и неэффективностью. Главное – освоить бюджет. Конечно, есть стратегические отрасли, которые должны оставаться в государственной собственности. Это сферы, связанные с национальной безопасностью: оборона, безопасность, энергетика и так далее. Все остальное – прерогатива рыночной экономики и частного бизнеса. Только так будут создаваться предприятия, новые рабочие места и увеличиваться налоговая база для пополнения бюджета».

Три иностранных банка, которые придут в Казахстан, так же, как и все остальные банки, будут работать по нашим правилам и по нашей базовой ставке в 16,5%, утверждает собеседник. Пока у нас не будет скоординированной политики Нацбанка, АРРФР совместно с Правительством, доступного кредитования не получится, добавил он.

Президент четко обозначил цели и задачи нового Налогового кодекса.

«Нужно сделать налогообложение справедливым. Главным образом речь идет о дифференциации налоговой нагрузки в разных секторах экономики. К примеру, в Послании народу Казахстана Глава государства говорил о банковском секторе. Правительству поручено изучить вопрос более справедливого перераспределения доходов банков. Налоговые льготы, которые сейчас носят как отраслевой, так и индивидуальный характер, будут сокращены как минимум на 20%. Но уверен, что это далеко не предел.

По итогам 2021 года объем налоговых льгот достиг почти 5 трлн тенге. Эти льготы не носят системный и отраслевой характер для целей повышения производительности труда. Квазигоссектору предоставлены льготы на 1,9 трлн тенге. Необходимо провести тщательный анализ на экономическую эффективность всех налоговых льгот. Налоговые льготы и пониженная налоговая нагрузка должны создавать стимулы для развития отраслей, подразумевать экономическую отдачу в виде роста доходов, занятости и так далее. Если этого нет, то и льготы не нужны», – отметил Аманжан Жамалов.

В свою очередь для малого бизнеса будет расширено применение розничного налога.

«Последние три года действовало освобождение от подоходного налога для малого бизнеса и мораторий на проверки бизнеса. Как показала практика, отмена налогов и проверок для МСБ не привела к сокращению теневого оборота. Одной из причин является сложность налогового администрирования. Многие предприниматели скрывают и занижают оборот, потому что не хотят быть плательщиками НДС. С этого года порог по НДС снизился до 20 000 МРП. НДС пугает малый бизнес. Поэтому для малого бизнеса в сфере услуг нужен простой режим розничного налога, который является альтернативой НДС. То есть можно заплатить 4% с оборота и не платить КПН и НДС. Предприниматели смогут платить розничный налог с оборота и не быть плательщиками НДС. То есть не будет смысла дробиться и уклоняться от НДС.

Также разрабатываются подходы по внедрению прогрессивного налогообложения и налога на роскошь. Здесь важно не перегнуть палку и не увеличить нагрузку на средний класс.

Самое главное – будет осуществлен переход на сервисную модель налогового администрирования. Она предусматривает его полную цифровизацию и сокращение налоговой отчетности. То есть налоговые органы должны работать не для того, чтобы нагрузить и наказать налогоплательщика, а помочь и облегчить его жизнь», – сказал он.

Вместе с тем, из года в год растут социальные обязательства бюджета. Повышаются зарплаты бюджетников, пенсии, пособия. По поручению Президента со следующего года минимальная заработная плата увеличится до 85 тысяч тенге. В этих условиях важно обеспечить устойчивость бюджета, считает доктор экономических наук.

«Этого можно добиться через расширение налоговой базы и сокращение неэффективных расходов. Правительством разрабатывается новый Бюджетный кодекс, который предполагает переход от «управления бюджетом» к «управлению результатами». Также глава государства говорил про блочный бюджет. Блочный бюджет – это эффективный способ планирования бюджетных расходов в рамках конкретного министерства. Это поможет министерствам быстро и результативно выделять средства на наиболее важные нужды.

Мы также продолжаем децентрализацию бюджетной системы. Региональные бюджеты станут более самостоятельными. Сейчас им переданы ИПН, социальный налог, имущественные налоги, часть КПН. Дополнительно будет передана часть НДС. В результате зависимость регионов от республиканского бюджета снизится до 25%. Это очень хороший показатель», – заявил Аманжан Жамалов.

Говоря о проекте нового закона о госзакупках, он отметил, что документ должен решать две задачи:

«Первая – упрощение закупочного процесса, сокращение сроков проведения закупок, исключение чрезмерной бюрократизации, дальнейшая цифровизация. Вторая – обеспечение приоритета качества над ценой. Это принципиальный момент. Когда человек покупает товар, он смотрит не только на цену, но и на его качество, сервис, обслуживание, наличие гарантии. Также должно быть и с госзакупками. Есть много примеров, когда дешевые товары или работы приносят затем государству еще больше расходов. Некачественные дороги, разваливающиеся дома, неработающее оборудование – за все это должен отвечать поставщик».

В условиях современной геополитической обстановки и вызовов мы должны сосредоточиться на обеспечении экономической самодостаточности, о чем говорил глава государства, напомнил собеседник. И на обеспечении макроэкономической стабильности, поскольку это основное условие для устойчивого развития.

«Сейчас в экономике самое опасное явление – это инфляция. Она все еще высокая – 13% в годовом выражении. Поэтому первоочередная задача – взять под контроль инфляцию. После этого можно уже решать вопрос с доступным кредитованием и наращиванием инвестиций. Особая роль в этом вопросе у Национального банка. Большие надежды я связываю с новым руководством Нацбанка. Тимур Муратович – опытный профессионал и, уверен, сможет сбалансировать денежно-кредитную политику с учетом задач, поставленных Президентом», – заключил Аманжан Жамалов.

Вам будет интересно: