Нелегально вывозят: хватит ли казахстанцам угля в новом отопительном сезоне?

Ахметбеков Асхат
28.08.2023, 14:58

Проблем в этой сфере остается много

Фото: caravan.kz, metalmininginfo.kz, АО «Шубарколь комир»

В преддверии отопительного сезона 2022-2023 года Казахстан столкнулся с серьезной проблемой нехватки угля. В частности, в апреле-мае прошлого года был принят пакет санкций в отношении Российской Федерации, в результате чего в июле того же года значительно выросли цены на уголь. В этом году власти Казахстана обещают недопустить значительного роста цен и заверяют, что готовы к отопительному сезону и казахстанцам топлива хватит, передает Azattyq Rýhy.

Работа по заготовке угля к новому отопительному сезону 2023-2024 в Казахстане началась с марта. Как отмечает заместитель председателя Комитета индустриального развития Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК Турар Жолмагамбетов, на сегодняшний день основными производителями угля для коммунально-бытового сектора и населения являются «Шубарколь комир» в Карагандинской области, «Каражыра» – в Абайской области и «Майкубен-Вест» – в Павлодарской область. По оперативным данным вышеуказанных и других угольных разрезов, за семь месяцев 2023 года в Казахстане добыто порядка 61,7 млн тонн угля, что на 3,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На внутренний рынок отгружены: на энергетику 36,8 млн тонн угля с ростом на 800 тыс. тонн, для коммунально-бытового сектора перевезены 3,9 млн тонн, что на 900 тыс. тонн меньше по сравнению за аналогичный период 2022 года. При этом на 7,5%, или на 1,5 млн тонн, сократился объем экспорта угля, составив 18,3 млн тонн.

Для заблаговременного беспечения углем населения был разработана дорожная карта, которая направлена акиматам областей и городам республиканского значения.

«Согласно дорожной карте сформирован план потребности угля в разрезе регионов на 2023-2024 годы, завершена процедура закупа угля и продолжается заготовка угля для бюджетных организаций и населения, «Қазақстан темір жолы» (КТЖ) постоянно обеспечивает подвижным составом под погрузку угля для населения и комбыт сектора», – говорит Турар Жолмагамбетов.

По плану предварительный объем потребления угля на новый отопительный сезон составляет порядка 9,1 млн тонн, из них на коммунально-бытовые нужды 2,3 млн тонн, для населения – 6,8 млн тонн. По данным КТЖ, на 28 августа было завезено порядка 2,2 млн тонн, обеспеченность углем в разрезе регионов составляет 24% по отношению к годовому плану.

«Стоимость угля на всех этапах перемещения от разреза до потребителя и стоимость железнодороженой перевозки оказывают существенное влияние на формирование цены у конечного потребителя. Сейчас средняя цена угля на разрезах от 6,7 до 9 тыс. тенге за тонну с НДС. По сравнению с прошлым годом произошел рост в пределах 15%», – отмечает замглавы Комитета индустриального развития.

В регионах, по его словам, цена колеблется от 8,5 тыс. до 26,5 тыс. тенге за тонну в зависимости от марки угля, дальности доставки и наличия угольных железнодорожных тупиков. Таким образом, подчеркивает спикер, основными причинами удорожания угля на точках реализации стали повышение стоимости угля на разрезе на 13-15%, удорожание тарифов КТЖ и повышение цен реализации на дизельное топливо на 22%.

Вместе с тем, продолжает он, в предыдущих отопительных сезонах наблюдались случаи нехватки коммунально-бытового угля в отдельных регионах, несмотря на плановую отгрузку. Дефицит произошел из-за неконтролируемого оттока угля в соседние государства. В частности, до введения санкций Европейский союз потреблял 50 млн тонн угля из Российской Федерации. Но, так как это топливо оказалось под запретом, Европа начала закупать необходимые объемы со всех регионов, чтобы восполнить запасы. Все это привело к резкому повышению цен. То есть, если ранее в среднем цены держались на отметке 100-120 долларов, то в 2022 году доходили до 400 долларов.

«Наш казахстанский уголь внутри рынка является относительно недорогим. Плюс к этому, за счет понимания наших угледобывающих компаний, социальный уголь был еще дешевле. У нас был зафиксирован отток социального угля. То есть уголь, предназначенный для школ, больниц, садов, населения, ряд предприимчивых компаний начали вывозить за рубеж. Были факты, когда в больших объемах уголь уходил в Узбекистан, Кыргызстан, оттуда – дальше в Евросоюз. Даже из Казахстана напрямую экспортировали в Польшу и Чехию. Чтобы вы понимали, все это вывозили большегрузными машинами. В этих условиях мы столкнулись с тем, что на наших складах начала теряться значительная часть объема угля», – объясняет Турар Жолмагамбетов.  

Только по официальным данным со станции Шубарколь «ушло» больше 70 тыс. тонн угля в сторону Узбекистана, в Польшу, в Грузию, в Россию, со станций Караганда – 206 тыс. тонн, Жана Караганда – 37 тыс. тонн. Автомобильным транспортом вывезеныо до 300 тыс. тонн. Поэтому Правительство РК приняло меры: в частности, был принят приказ по ограничению вывоза угля автомобильным транспортом. Однако, по данным таможенных органов и соответствующих агентств России, в период действия запрета автотранспортом увеличились случаи отгрузки угля из Казахстана непрофильными организациями в лице строительных, тепличных и продуктовых организаций, что подтверждает наличие факта перепродажи угля. То есть введение запрета на вывоз угля автотранспортом стимулировало перекупщиков перейти на экспорт угля железнодорожным транспортом.

«В целях обеспечения энергетической безопасности страны министерством был разработан проект постановления, предусматривающий предоставление исключительной лицензии на экспорт угля только добывающим и перерабатывающим предприятиям. Проект постановления проходит согласование с госорганами и НПП «Атамекен». Данная мера позволит на законодательном уровне осуществлять контроль экспорта угля и обеспечивать население и коммунально-бытовой сектор страны необходимым объемом угля с требуемыми качественными характеристиками», – утверждает Турар Жолмагамбетов.

Кроме того, из-за высокого спроса на социальный уголь со стороны тепличных хозяйств Туркестанской области в январе 2023 года были попытки дестабилизации обстановки в регионе.

«Министерство оперативно отреагировало на ситуацию и в течение десяти дней маршрутами были направлены составы на область. Таким образом, за январь месяц на область поставлено 91,4 тыс. тонн угля», – добавил зампредседателя комитета.

Для предотвращения подобных ситуаций в регионе министерством принят ряд мер, в числе которых скидки на уголь, заключение контрактов с «Шубарколь комир» на поставку угля в 2024 году в объеме 150 тыс. тонн и другие. Однако тепличные хозяйства договора с угольными разрезами не заключили, в том числе с «Шубаколь Премиум».

«Здесь хотелось бы остановиться на важном моменте: тепличные хозяйства как участники рынка относятся к субъектам бизнеса и им необходимо заключить контракты с угольными предприятиями на коммерческий уголь. В настоящее время Министерством торговли и интеграции ведется работа по внесению изменений в правила биржевой торговли в части проведения торговли по региональному признаку», – сообщил спикер.

В целом, из-за имевшихся в 2022 году проблем на угольном разрезе по самовывозу угля – беспорядки при формировании очередей для автомашин из-за их скопления у разреза в пиковый период и отток шубаркольского угля на экспорт через непрофильные субъекты бизнеса – в текущем отопительном сезоне руководством АО «Шубарколь комир» было принято решение о закрытии пункта самовывоза. Это вызвал большой резонанс, особенно среди самозанятых, занимающихся автовывозом. Как признается замглавы комитета, министерство, КТЖ, акиматы Улытауской, Карагандинской, Акмолинской областей и Астаны были против закрытия пункта самовывоза на разрезе. Поэтому в настоящее время «Шубарколь комир» принимает меры по организации железнодорожных топливных баз на станциях Астана, Атбасар, Аркалык, Жезказган, Жанаарка, Жарык, Осакаровка. Вот только, признаются в ведомстве, принимаемые меры не будут полностью обеспечивать потребности населения и коммунального бытового сектора углем близнаходящих регионов, также будут проблемы по обеспечению железнодорожных топливных баз вагонным парком и локомотивной тягой.

«Проблемный вопрос неоднократно обсуждался в министерстве и, несмотря на открытие дополнительных пунктов реализации угля, АО «Шубарколь комир» было рекомендовано об открытии пункта самовывоза на разрезе. «Шубарколь комир» принял предложение министерства об открытии пункта самовывоза угля взамен на обеспечение безопасности при формировании и соблюдении очередей автомашинами и при реализации угля. Открытие пункта самовывоза позволит избежать риска дефицита угля в населенных пунктах близнаходящих регионов и уменьшить нагрузку на вагонный парк и локомотивную тягу КТЖ», – отмечает Турар Жолмагамбетов.

Но в целом, заверяет он, подготовка к отопительному сезону идет в плановом режиме, и вопросы обеспечения углем всех регионов страны находятся на особом контроле министерства.

Вам будет интересно: