Почему Казахстан запретил ввоз пшеницы из России автотранспортом

Ахметбеков Асхат
11.04.2023, 16:54

В Минсельхозе назвали причины введения ограничительных мер

Фото: © Shutterstock

Вице-министр сельского хозяйства РК Ербол Тасжуреков рассказал о необходимости введения запрета на ввоз пшеницы в Казахстан автомобильным транспортом, передает Azattyq Rýhy.  

Напомним, ранее министр сельского хозяйства РК Ербол Карашукеев подписал приказ «О введении запрета на ввоз пшеницы на территорию Республики Казахстан автомобильным транспортом». По информации Ербола Тасжурекова, запрет действует с 10 апреля.

«В целях предотвращения серого импорта пшеницы из соседних стран необходимо было принять меры по ограничению импорта пшеницы, в первую очередь, автомобильным транспортом. Введенный запрет автотранспортом имеет временный характер, принят на 6 месяцев и по итогам его реализации будут приняты соответствующие меры. При этом надо отметить, что не устанавливаются никакие ограничительные меры на ввоз пшеницы железнодорожным транспортом с соблюдением всех установленных налогов и сборов», – сказал он на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.

По словам вице-министра, данное решение было принято в связи тем, что «именно автомобильным транспортом завозится зерно по так называемой «серой», нелегальной схеме». Таковы были результаты проведенного анализа.

«Стоит отметить, что это, во-первых, незаконно и противоречит всем действующим нормам, во-вторых, дестабилизирует внутренний рынок зерна и снижает его потенциал, в-третьих, влечет потери бюджета, поскольку идет прямое уклонение от уплаты НДС и влечет потери перевозчика к потерям от поступлений КТЖ. Для устранения всех выявленных нарушений и на основании неоднократных обращений ассоциации и союзов по переработке зерна в качестве оперативной меры Межведомственной комиссией принято решение ввести запрет на ввоз зерна автомобильным транспортом, а также усилить контроль на границах за ввозимым зерном», – пояснил Ербол Тасжуреков.

Указанные меры, утверждает он, позволят стабилизировать ситуацию на внутреннем зерновом рынке. При этом для обеспечения сельхохтоваропроизводителей семенным материалом разрешена поставка семян автотранспортом. В данном случае такие партии должны будут сопровождаться надлежащим удостоверением о качестве семян, отметил он.

«Следует отметить, что данные нормы не противоречат международным обязательствам страны, в том числе в рамках Евразийского экономического союза. Касательно «серого» импорта пшеницы, как правило, вовлечены именно приграничные регионы страны – Павлодарская, Актюбинская, Западно-Казахстанская области. В текущем маркетинговом сезоне активный ввоз нелегальной пшеницы наблюдается именно с этих регионов. В течение последних лет Павлодарская область является, к сожалению, лидером по приему и транзиту нелегального зерна. В подтверждение этому в качестве яркого примера можно привести факт, что Департаментом Агентства по финансовому мониторингу по Павлодарской области было установлено одно из ТОО, которое в 2021-2022 годы экспортировало в Узбекистан, Афганистан и Таджикистан контрабандное зерно в объеме 8,3 тыс. тонн на сумму более 1 млрд тенге. При этом, с целью получения льготного экспортного тарифа, казахстанская компания использовала фиктивные счета-фактуры отечественных сельхозтоваропроизводителей, крестьянских хозяйств, якобы подтверждающее отечественное происхождение, что позволило данному ТОО уклонится от транзитного тарифа и причинить ущерб ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» в сумме почти 150 млн тенге. И это информация только по одному факту незаконного ввоза пшеницы. Цифры сами за себя говорят, насколько необходимо было оперативно решать этот вопрос», – сообщил вице-министр.

Ербол Тасжуреков  отметил, что исторически Актюбинская и Западно-Казахстанская области не являлись зерновыми:

«Собранный урожай в этих регионах всегда оставляли на внутреннее потребление, в том числе для семенных целей, а недостающие объемы закупали из других регионов на севере страны. Однако по информации, полученной от участников рынка, внезапно в вышеуказанных регионах появился экспортный потенциал и эти регоины стали донорами по поставке зерна в другие регионы республики».

Все эти факты конечно указывают на наличие «серого» импорта зерна из соседних стран, утверждает он.

«С учетом экспорта собственного зерна и муки в пределах 3,5 млн тонн и внутреннего потребления в пределах 3,6 млн тонн существует вероятность, что в Казахстане останутся большие переходящие запасы до 1 сентября этого года в размере 3,8 млн тонн зерна, которые будет проблематично реализовать. При этом, по информации акиматов, прогнозная площадь посева зерновых и зернобобовых культур составила 16,2 млн гектаров. Этой площади посевных площадей будет достаточно полностью для обеспечения внутреннего рынка, а также для экспорта зерновых в традиционных объемах. Таким образом, большие излишки зерна могут принести, в случае непринятия данных мер, негативные последствия для бизнеса, который не сможет реализовать продукцию по приемлемой цене и на вырученные средства обеспечить качественное проведение весенне-полевых работ», – заключил вице-министр.

Отметим, что Павлодарская, Актюбинская и Западно-Казахстанская области граничат с Россией.  

Вам будет интересно: