Эффективность господдержки банковского сектора рассмотрели на совете при «AMANAT»
С 2009 года для поддержки банков государство выделило 9 триллионов тенге
Эффективность господдержки банковского сектора и ряд других вопросов рассмотрели на заседании Республиканского общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции при партии «AMANAT», передает Azattyq Rýhy.
По словам экономического обозревателя Дениса Кривошеева, есть несколько источников обогащения казахстанских банков. Один из них – прямые финансовые вливания дешевых и длинных денег.
«Санация банков – это основная статья доходов крупнейших финансовых институтов. Так, все проблемные кредиты списывались, передавались государству и потом сформированные провизии переходили к банку вместе с финансовой помощью. Речь идет о триллионах тенге. Дешевые и длинные деньги размещаются не только в виде помощи, но и за счет квазигоссектора, который держит в определенных банках депозиты под низкий процент, а также имеет корсчета. Речь также идет о размещаемых облигациях, которые скупает ЕНПФ. Отдельной строкой идут льготы, к примеру, 26% – у финансового сектора, а у обрабатывающей промышленности – 14%. В 2017 и 2018 годах на поддержку банковской системы было потрачено 4,3 триллиона тенге», - отметил он.
Председатель совета Ерлан Саиров подчеркнул, что с 2009 года для поддержки банковского сектора государство выделило 9 триллионов тенге, при этом, где часть этих денег, до сих пор неизвестно.
«Фактически в банковской сфере годами создавалась ситуация, предполагающая приватизацию баснословной прибыли за счет средств государства и национализацию всех убытков. Нечестно заработанные деньги делились нечистыми на руку дельцами, а проблемы передавались государству. Считаю, что представителям компетентных органов следует обратить внимание на деятельность «Jusan Bank». Менеджмент банка каждый раз пытается выплатить дивиденды за счет средств государственной помощи. Соответствующее письмо будет направлено в Генеральную прокуратуру и другие органы. Этот аспект будет на особом контроле нашего совета», - сказал Ерлан Саиров.
Также в ходе заседания была рассмотрена антикоррупционная деятельность в Жамбылской области. Члены совета отметили, что проведенный анализ с выездом в регион показал – наиболее подвержены коррупционным проявлениям служащие местных исполнительных органов.
При этом распространенными схемами являются взяточничество и хищение бюджетных средств при решении вопросов по итогам конкурсов госзакупок и подписании актов выполненных работ, в том числе в рамках реализации госпрограмм, а также при начислении командировочных расходов и премий.
«Руководством области не вырабатываются эффективные решения в связи с формальным подходом к исполнению антикоррупционного законодательства и к анализу внутренних коррупционных рисков. Использование общих и шаблонных формулировок при осуществлении данной работы не только расхолаживает исполнителей, но и в целом лишает ее необходимой эффективности», - подчеркнул председатель совета Ерлан Саиров.
Учитывая вышеизложенное, совет рекомендовал привлечь к партийной ответственности первого заместителя акима Жамбылской области Нуржана Календерова в виде выговора и акима района имени Т. Рыскулова Ернара Есиркепова в виде замечания, а также других должностных лиц региона.
Кроме того, в ходе заседания были рассмотрены проблемы развития особо охраняемых природных территорий страны. В частности, члены совета акцентировали на низкой заработной плате и недостаточном количестве сотрудников государственных национальных природных парков. Среди других проблем – неконтролируемый выпас скота населением, что приводит к деградации растительности и снижению туристической привлекательности объектов.