Сотни миллионов тенге тратят на реконструкцию 1 километра дорог в Казахстане
Стоимость контракта будут определять по укрупненным расценкам без привязки к ТЭО и ПСД, заявил Каирбек Ускенбаев
В рамках исполнения поручения главы государства Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК ведется работа по реформированию автодорожной отрасли. Об этом заявил глава ведомства Каирбек Ускенбаев, передает Azattyq Rýhy.
«В дальнейшем при реализации автодорожных проектов будет применяться принцип «от количества к качеству», – заявил Каирбек Ускенбаев на Правительственном часе в Мажилисе
По его словам, в целях повышения качества автомобильных дорог депутатами инициированы поправки в действующее законодательство по ряду направлений.
«Первое: развитие науки, электронной базы материалов и новых технологий. На базе КаздорНИИ создана Единая база новых технологий и дорожно-строительных материалов. Сейчас идет сбор информации по качеству материалов карьеров, битумных заводов, а также новые технологии, особенности климата, геологические и гидрогеологические данные. Данным институтом будут формироваться типовые конструкции дорожных одежд для каждого региона с учетом интенсивности движения, расчетных нагрузок. Исходными данными единой базы будут руководствоваться при проектировании и строительстве», – отметил министр.
В мире на поддержание науки в дорожной отрасли ежегодно выделяются от 0,2% до 2% от всего бюджета отрасли, в частности в США – 2%, в Корее и России – 0,2%, а в Казахстане – 0,003%, говорится в справочной информации.
«Второе: совершенствование нормативной базы. На сегодняшний день в Казахстане насчитывается более 1200 стандартов и нормативов в автодорожной отрасли, в том числе имеются нормативные документы со времен Советского Союза (17 единиц). В рамках реформирования министерство меняет подходы к формированию нормативной базы. В дальнейшем при разработке национальных стандартов будут учитываться научные исследования, заключения лабораторных исследований, результаты долговременного мониторинга опытных участков и пилотных проектов», – сказал Каирбек Ускенбаев.
По утверждению главы МИИР, Институтом КаздорНИИ создается новая унифицированная система нормативно-технических документов, состоящая из примерно 50-70 усовершенствованных документов, с четко разграниченной приоритетностью национальных стандартов и нормативно-технических документов, исключающая дублирование норм. Будет осуществляться их оперативная актуализация, с учетом внедрения новых технологий в дорожную отрасль.
«Соответствующие нормативные документы будут внедряться поэтапно до 2025 года. Проектирование будет учитывать температурные характеристики каждого региона в разрезе климатических зон и интенсивности движения, это даст возможность повышать эксплуатационные характеристики, так называемая технология суперпейв. Сейчас у нас учитываются только 3 климатические зоны (предусмотрены 2 марки битума), в технологии суперпейв будут учитываться 10-15 климатических зон», – пояснил он.
Для каждого региона будут формироваться отдельные составы асфальтобетонных смесей, битума, щебня (конструкция дорожной одежды), утверждает Каирбек Ускенбаев.
«Третье: качественная реализация дорожных проектов. Одним из новшеств в рамках реформирования отрасли, является переход и реализация автодорожных проектов по принципу ЕРСМ-контракта. Основные преимущества данного контракта в том, что стоимость контракта будет определяться по укрупненным расценкам без привязки к ТЭО и ПСД», – заявил он.
В справочной информации указывается стоимость реконструкции 1 километра автодорог:
- первая категория 4 полосы и более – от 600 млн тенге;
- вторая категория 2 полосы – от 400 млн тенге;
- третья категория 2 полосы – от 250 млн тенге.
ЕРСМ-контракты зарекомендовали себя в зарубежных странах, отметил министр.
«По принципу ЕРСМ-контракта одним исполнителем осуществляется полный жизненный цикл проекта – от стадии проектирования до дальнейшего содержания данного участка на протяжении 10 лет. Также исполнитель ЕРСМ-контракта берет на себя обязательства по рискам на удорожание проекта (исполнитель несет самостоятельно ответственность при удорожании проектов), по надлежащему качеству выполненных работ, по своевременной реализации проекта, по дальнейшему содержанию (после реконструкции содержанием дороги в течении 10 лет будет заниматься непосредственно сам исполнитель)», – подчеркнул Каирбек Ускенбаев.
Кроме этого, прорабатывается вопрос внедрения условий международных правил «FIDIC» во всех новых контрактах.
«Это позволит применять корректировку стоимости основных дорожно-строительных материалов (эскалация) в случае удорожания», – сказал глава МИИР.