Какие маршруты экспорта нефти рассматривает Казахстан, рассказал глава Минэнерго
Ведомство прогнозирует значительный рост объемов добычи углеводородного сырья в стране
Министр энергетики РК Болат Акчулаков рассказал о приоритетном и альтернативных маршрутах экспорта казахстанской нефти за рубеж, передает Azattyq Rýhy.
«Мы всегда говорим, что КТК на сегодняшний день является наиболее экономически рентабельным маршрутом отгрузки казахстанской нефти, экспорта, соответственно, основная задача – сохранить бесперебойную работу данного маршрута для того, чтобы иметь устойчивый канал сбыта экспорта казахстанской нефти. Это очень немаловажно и значительно для роста экономики в целом Казахстана. Когда мы говорим об альтернативах, здесь наверно вопрос нужно ставить: каким образом мы в ближайшие два года собираемся увеличить добычу нефти за счет расширения наших крупных месторождений, поиска новых, ввода в эксплуатацию новых небольших месторождений?» – заявил Болат Акчулаков на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций.
Согласно озвученным им данным, Министерство энергетики РК прогнозирует рост добычи с прогнозируемых в этом году 85,7 млн тонн «до 103 и может быть до 107 млн тонн».
«Соответственно, это объемы свыше тех, что мы сегодня на экспорт отгружаем. Конечно, в такой ситуации мы должны подумать о том, как иметь возможность отгрузить эти сверхобъемы. Бесперебойно. Поэтому, с этой точки зрения, мы рассматриваем другие альтернативные возможные маршруты. Это маршрут и увеличение отгрузок в сторону КНР по существующему нефтепроводу. И конечно это поставка нашей нефти через Каспийское море. Мы неоднократно об этом говорили, что нашими партнерами по Каспийскому морю по данным альтернативным отгрузкам могут выступать и Азербайджан, и Иран. Но в силу разных обстоятельств разные маршруты имеют свои особенности», – отметил министр.
В случае с Ираном, по утверждению Болата Акчулакова, «это вопрос имеющихся санкций».
«Поэтому эти вопросы индикативные, тем не менее, мы их рассматриваем. Но вопрос отгрузки какого-то объема нефти через Каспий на Азербайджан – это вопрос технический, и вопрос стоит не о каких-то огромных объемах отгрузки, а о той части, может, избыточных объемов, которые у нас могут появиться. Поэтому еще раз: приоритет остается за устойчивой, бесперебойной работой КТК, в первую очередь. И параллельно – рассмотрение каких-то дополнительных маршрутов транспортировки в связи с растущей добычей», – заключил он.
Как сообщалось ранее, сегодня ведутся переговоры между АО «Национальная компания «КазМунайГаз» и государственной нефтяной компанией Азербайджана SOCAR по транспортировке значительной части казахстанской нефти по маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан. Итоговый результат предполагает вывод на мировой рынок 1,5 млн тонн казахстанской нефти в год или около 30 тыс. баррелей в сутки.
В свою очередь заместитель председателя правления по экономике и финансам АО «Национальная компания «КазМунайГаз» Даурен Карабаев заявил о том, что обсуждение с азербайджанской стороной по возможной транспортировке казахстанской нефти ведется на различных уровнях.
Между тем, вчера, 24 августа, в рамках официального визита Президента Казахстана в Баку был подписан ряд документов, в том числе Меморандум о взаимопонимании между Министерством индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и Министерством цифрового развития и транспорта Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области транзитных грузоперевозок.