Опасения казахстанцев по поводу возможней девальвации прокомментировали экономисты и финансисты
381,56 тенге за доллар – таков официальный (рыночный) обменный курс от Национального банка на 25 декабря. Казалось бы, нацвалюта медленно, но верно укрепляется, но казахстанцы продолжают тревожиться и задаваться вопросом: чего ждать в наступающем 2020 году? Тем более, опыт предыдущих девальваций преподал всем нам горький опыт: тенге может слабеть когда угодно и без видимых на то причин. Кстати, именно на январь-февраль судя опять же по опыту приходятся «нездоровые» колебания нацвалюты.
Корреспонденты Azattyq Rýhy задали волнующие казахстанцев вопросы экономистам и финансистам.
Арман Байганов считает, что доллар будет стоить 400 тенге. При этом подорожает нефть – за баррель марки Brent придется выкладывать по 65-75 долларов. Стоимость черного золота сложится на фоне санкционной политики Запада: США наказывают Иран, и пытаются наказать КНР. Куда приведут торговые войны – большой вопрос.
В такой ситуации логичнее ожидать укрепления тенге, но экономист осаживает: казахстанская нацвалюта сильно привязана к рублю (опять же вспоминаем санкции), а общемировой тренд будут диктовать США, где в ноябре 2020 года пройдут президентские выборы. По мнению Армана Байганова, чтобы выиграть политическую гонку Дональд Трамп может ужесточить санкции в отношении нашего северного соседа.
Кроме того, нельзя забывать о внутренних событиях, которые могут сыграть не в пользу тенге. В первую очередь, увеличение социальных затрат государства. А еще налоговые каникулы, которые Касым-Жомарт Токаев объявил для представителей микро и малого бизнеса. От уплаты налогов предпринимателей освободили на три года.
«По расчетам из-за освобождения от налогов микро и малого бизнеса бюджет не будет дополучать 200 млрд тенге в течение трех лет. Но по моим экономическим расчетам, недоимки будет в 1,5 раза больше. Потому что не учли момент, что средний бизнес может перейти в малый. Предприниматели начнут дробить свой бизнес, чтобы получить льготы. Допустим, если у меня оборот ежегодный в 300 миллионов тенге, я могу это разделить на несколько бизнесов, оформить предприятия на друзей и родных. И таким образом бюджет начнет недополучать налоговых поступлений. А основной доход в казну приносит средний и крупный бизнес», - говорит Арман Байганов.
Обесценить тенге, по мнению эксперта, может и инфляция, которая станет следствием повышения акциза на бензин.
«Повышение стоимости бензина будет, а это значит, что будет повышаться инфляция. Все товары могут подорожать, а инфляция это и есть процесс девальвации, обесценивания тенге. Меры поднять акциз на 10 тенге не решат проблему. На большую стоимость нужно поднимать цену бензина. Потому что в России рубль укрепляется, соответственно, бензин стоит дороже в перерасчете на тенге в РФ. А чем выше у них цена на бензин, тем будет больше контрабанды, потому что растет спрос россиян на казахстанский бензин. Чтобы это остановить, нам надо еще больше поднять цену на топливо, а это ведет к инфляции. Все взаимосвязано у нас. Мы же находимся в Таможенном союзе», - заключил эксперт.
При этом одномоментного скачка до 400 тенге за «американца» не будет, уточнил спикер. По его прогнозу, за эту отметку нацвалюта перевалит лишь к концу 2020 года.
Относительную стабильность до осени предсказывает и финансовый аналитик Арман Бейсембаев. Далее, по его словам, могут начаться резкие изменения. В качестве аргумента в пользу обесценивания тенге эксперт приводит «Черного лебедя» - это теория, «рассматривающая труднопрогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия». А прилетит эта «птица» из Китая.
«КНР на сегодняшний день является одним из основных потребителей нефти. В том числе и у Казахстана есть много экспортных контрактов по поставке углеводорода в эту страну. Но в Китае много проблем, которые обостряются на фоне торговой войны с США. Растет уровень дефолтов, растет уровень банкротств. И если там случится кризис, то спрос на нефть упадет», - рассуждает финансовый аналитик.
Список аргументов дополняет и теория цикличности.
«В 2010 году официально стало понятно, что мир вышел из кризиса, который начался в 2007. В 2020 будет 10 лет с момента окончания последнего кризиса, а мы знаем, что экономика вещь цикличная. Все кризисы происходят с частотой раз в 10 лет. Много мнений и точек зрения, но я больше склоняюсь, что кризис произойдет осенью, на этом фоне и случиться скачок курса», - прогнозирует Арман Бейсембаев.
Мнение коллег не разделяет экономист Олжас Тулеуов. В наступающем году, считает эксперт, воцарится стабильный курс – в районе 380-390 тенге за доллар. В целом, говорит он, девальвационные ожидания казахстанцев снизились.
«Сейчас курс находится выше тех уровней, которым он должен соответствовать. То, что происходило в последнее время, говорило о том, что Национальный банк сам формирует тренд обесценивания тенге. Сейчас тенге укрепляется к доллару и к рублю, и это говорит о том, что в Национальном банке приняли решение дать тенге укрепиться до его полновесного значения», - считает экономист.
Кроме того, стабильность тенге обеспечит и добыча нефти, которая в нынешнем году замедлялась из-за ремонтных работ на ключевых месторождениях - Кашагане, Тенгизе и Карачаганаке.
«В следующем году ремонтных работ не предполагается и нефтяные месторождения выйдут на полную мощность, что позволит увеличить экспорт. Это означает, будет больший объем валютной выручки, что приведет к дополнительным предложениям на внутреннем рынке. Все это должно позитивно отразиться на формировании курса тенге», - заключил Олжас Тулеуов.
Казахстанцам, опасающимся девальвации, эксперты дружно советуют простой, но эффективный способ сохранности заработанного: вкладывать деньги в акции ведущих компаний мира.
Алтыншаш СМАГУЛОВА