$ 498.55  524.28  4.75
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
20.01.2022, 12:42
Экономика

Утильсбор превратился в дополнительный налог для сельхозформирований – сенатор

По словам  Мухтара Джумагазиева, вопрос о том, что утильсбор в стране завышен, поднимается казахстанцами постоянно

Утильсбор превратился в дополнительный налог для сельхозформирований – сенатор
Иллюстративное фото: eldala.kz

Депутат Сената Парламента РК Мухтар Джумагазиев в своем запросе на имя премьер-министра РК Алихана Смаилова озвучил ряд проблемных вопросов, касающихся утилизационного сбора. В настоящее время в Казахстане рассматривается вопрос о создании государственного оператора для утилизационного сбора, пересмотра коэффициента утильплатежа и возможности приобретения транспортных средств и сельхозтехники за ваучеры за счет утильсбора, передает Azattyq Rýhy.  

По информации сенатора, с момента действия утиль сбора ставка на легковые автомобили варьируется от 400 тыс. тенге до 3,5 млн тенге, а на грузовой транспорт и сельхозтехнику доходит 14 млн тенге. Вопрос о том, что утильсбор в стране завышен, поднимается постоянно при посещений депутатами регионов, в обращений сельхозформирований и автомобильного сообщества. 

«Введение в 2019 году утильсбора на сельхозтехнику привело к значительному повышению стоимости техники из стран как ЕврАзЭС, так других стран, а также росту  цен на технику местных сборочных заводов. В своих обращениях представители сельхозформирований указывают, что утильсбор для них по сути превратился в дополнительный налог. При ввозе техники фермеру приходится оплачивать первоначальный взнос и утильсбор в сумме, равной 25-30% от стоимости техники. Так, в среднем ставки сбора по тракторам достигают до 11 млн тенге, а по комбайнам – до 22 млн тенге за единицу, что оказывает дополнительную финансовую нагрузку на сельхозтоваропроизводителей», – сказал Мухтар Джумагазиев.

Одним из актуальных вопросов для аграриев также является размер суммы скидочного сертификата за утилизацию старой техники. К примеру, если средняя цена новых комбайнов составляет 75-80 млн тенге, то утильсбор составляет почти 9 млн тенге, а размер сумму скидочного сертификата лишь 2 млн тенге или всего 2,5% от стоимости новой техники. Увеличение размера скидочного сертификата будет способствовать повышению активности и заинтересованности аграриев в покупке новой техники, а значит и поддержке отечественного сельхозмашиностроения, считает он.

«Кроме того, действующий механизм приобретения сельхозтехники в лизинг не предусматривает возможности использования скидочного сертификатов в качестве первоначального взноса за отечественную технику. По данным Союза независимого автобизнеса Казахстана, из всей собранной оператором суммы на утилизацию автомобилей и сертификаты было выделено лишь 59,5 млрд тенге, то есть меньше 10% от полученных от утильсбора средств. При этом оператором применялись квотирование при сдаче сельхозтехники на утилизацию. Такое ограничение лишает возможности фермеров для подачи заявки на приобретение новой техники. Очевидно, что в сложившихся условиях, когда износ сельхозтехники составляет до 80%, действующие нормы утильсбора наносят серьезный ущерб отечественным фермерам и сельскому хозяйству в целом. Как следствие, растут цены на продукты питания и на товары и услуги, технологически связанные с их производством»,– отметил Мухтар Джумагазиев.

Таким образом, утверждает депутат, сложилась ситуация при котором граждане и бизнес испытывают сложности в доступе к современным автомобилям и высокопроизводительной сельхозтехнике. А изношенный автопарк представляет экологическую угрозу, негативно влияет на экономику страны и благополучие граждан.

В этой связи сенаторы просят рассмотреть следующие вопросы: 

  • снижение ставок утильсбора на сельскохозяйственную техннику и другие виды транспорта по аналогии с мировой практикой; 
  • отменить утильсбор на экологичную импортную сельскохозяйственную технику с учетом такого критерия, как отсутствие его аналогов в отечественном сельхозмашиностроении;
  • введение временного моратория на таможенные пошлины для грузового транспорта и сельхозтехники, не имеющей казахстанских аналогов, как меры по созданию благоприятных условий и альтернативного выбора по приобретению продукции зарубежного машиностроения, обновление грузового и машинотранкорного парка современной и высокопроизводительной техникой;
  • увеличение размера скидочного сертификата за сдачу сельхозтехники на утилизацию и возможность использования скидочного сертификата в качестве оплаты первоначального взноса при приобретении отечественной техники;
  • пересмотр целесообразности системы квотирования для сельхозтоваропроизводитетелей при сдаче сельхозтехники на утилизацию в целях обеспечения права каждого сельхозтоваропроизводителя на приобретение новой сельхозтехники.

Напомним, 11 января, выступая перед депутатами Мажилиса, Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскритиковал деятельность ТОО «Оператор РОП». В свою очередь министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Сериккали Брекешев рассказал о том, что в Казахстане могут создать нового оператора для утильсбора. 

На сайте онлайн-петиций Otinish.kz появилась петиция на имя главы государства с рядом требований по реформе утилизационного сбора. 

В Правительстве РК назвали нового администратора утильсбора. Что известно о новом администраторе утильсбора «Жасыл Даму».

Стало известно, когда утвердят новые ставки утильсбора.

Новости партнеров