На широко распиаренный инвестфорум многие инвесторы приехали с «пустыми руками»
Инвестиционный форум в Алматы открылся торжественно и громогласно. Опустив лишние детали, перейдем к главным темам – о чем собственно говорили первые руководители города с зарубежными гостями, чем зазывали, куда советовали вкладывать свои деньги и о чем конкретно договорились? Корреспондент Azattyq Rýhy сообщает расклад.
На полях форума акимат Алматы заключил 31 меморандум. Первая сделка заключена между акимом Бакытжаном Сагинтаевым и управляющим Международным финансовым центром «Астана» Кайратом Келимбетовым. Суть меморандума звучит так: сотрудничество и консультация по взаимно интересующим вопросам для достижения общих целей. Исходя из таких формулировок, можно предположить, что меморандум так и останется на бумаге. Нет конкретной цели – нет результата. А о сумме сделки нам с вами знать не стоит, посчитали в акимате, и назвали эту информацию конфиденциальной.
Странно, но суммы контрактов с иностранцами открытые. К примеру, на модернизацию городского аэропорта инвесторы хотят потратить 650 миллионов евро. Подписями закрепили эту сделку заместитель акима Сапарбек Туякбаев и соучредитель, генеральный директор TAV Airports Holding Сани Шенер. Это именно та турецкая компания, желающая купить воздушную гавань. Кстати, о покупке. Шенер сообщил, что завершит сделку по приобретению аэропорта в январе 2020 года.
«Сделка о покупке почти завершена. Мы закончим все процессы по документации до 15 января 2020 года. Пока мы не можем озвучить сумму сделки, это станет известно в январе», - отметил глава TAV Airports Holding.
На что именно потратят 650 миллионов евро рассказал заместитель акима Сапарбек Туякбаев.
«Новый инвестор - это одна из шести мировых крупных компаний. Первые два года ожидается около 150 миллионов евро инвестиций в строительство нового терминала, и в ближайшее 5 лет около 500 миллионов евро. Мы долго ждали этот проект и рады, что подписали документ. В ближайшие полгода ожидается начало строительства», - с радостью сообщил Туякбаев.
Что ж, продажа аэропорта – тема не новая. И это вполне ожидаемо, что новый владелец захочет улучшить его, отремонтировать. Думается, что он вложил бы деньги и без просьбы властей.
Заботит чиновников и другой способ перемещения – общественный транспорт. На сей раз меморандум подписали заместитель акима Ерлан Кожагапанов и директор ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития) по Казахстану Агрис Прейманис. На покупку новых автобусов акимат возьмет кредит у банка в 20 миллиардов тенге.
«Сегодня в Алматы ощущается нехватка общественного транспорта. Мы благодаря этому кредиту существенно пополним городской автопарк. Причем пополним его газовыми и электрическими автобусами и троллейбусами. ЕБРР кредитует данный проект в объеме 20 миллиардов тенге. Это заемные средства. Условия очень льготные. Первые три года мы освобождены от всех платежей. А с четвертого года начинаем выплачивать проценты. Кредит в тенге. Мы считаем, что это выгодные условия. Приобретать будем китайские или европейские автобусы», - пояснил в интервью корреспонденту агентства заместитель акима Алматы Ерлан Кожагапанов.
По его словам, городу не хватает от 500 до 700 единиц транспорта. А срок реализации проекта затянется, по его данным, аж на 10 лет.
Его коллега Сапарбек Туякбаев отчитался по другим заключенным сделкам. По словам чиновника, иностранцы с удовольствием вкладывают свои капиталы в медицину Алматы.
«Два документа подписали с австрийскими и корейскими компаниями по созданию многопрофильных международных клиник. Совместно с индонезийской компанией будет фармацевтический завод. Казахстанцы тратят около 50 миллионов долларов ежегодно на медицинский туризм. В ближайшее время начнем реализацию проекта», - подчеркнул чиновник.
Настораживают лишь сроки – «ближайшее время» ведь понятие относительное и может затянуться на годы. Чего-чего, а вот позитива чиновникам не занимать – Туякбаев строит грандиозные планы и в образовании.
«С двумя компаниями из Арабских Эмиратов заключили меморандум по строительству международных школ. А также с «BI Group» по реализации 8 школ по механизму ГЧП. Также мы сейчас провели переговоры с индийской компанией по открытию здесь университета. Есть еще интерес французских, британских школ в сфере IT. Мы ожидаем инвестиции и по части ГЧП, и частные инвестиции», - подчеркнул Туякбаев.
Что касается других проектов: особенно активны, но неторопливы в плане вложения своих денег турецкие компании. Сразу три организации подписали меморандумы с городскими властями, но расставаться со своими деньгами они не спешат. Две компании - «Eksen Techno Stroy» и «Novus Polymer» выразили лишь намерение инвестировать в «проекты финансового, социального и бизнес-центра «Downtown Almaty» и завод по производству пластиковых профилей и фурнитуры, подоконных и вспененных досок». Вопрос цены в двух проектах – 316 миллионов долларов.
Японские компании «Japan System Planning Co, Ltd» и «Mitsui & Co. Moscow» тоже лишь заинтересованы в совместной работе и подписали «меморандум о взаимопонимании».
ЕБРР также предварительно согласился финансировать проект «Зеленые города» на 11,3 миллиона долларов.
Готовыми вложиться оказались 4 компании – чешская в проект инженерной сантехники на 40 миллионов долларов, российская в проект «Евразийский Энергокомбинат» на сумму 48 миллионов долларов, и две китайские – в завод модульного домостроения 24 миллиона долларов и социальные проекты на сумму 232 миллиона долларов. Что за социальные проекты – непонятно.
Теперь остается лишь реализовать все это. Ведь зачастую подписанные меморандумы остаются лишь на бумаге. На это заместитель акима Сапарбек Туякбаев заверил, что в акимате будут контролировать все проекты.
«По многим проектам договоренности на очень серьезном уровне. Тот же аэропорт – они уже начали проектирование. По нашим планам в течение полугода уже начнем строительство. То же самое фармацевтический завод – они уже подали заявку на получение земельного участка. Потом они начнут уже проектировать. У нас еще в 2-3 раза больше проектов, где идут проработки, на стадии переговоров, думаю, в течение полугода-года они подпишут конкретные документы», - заключил чиновник.
Что ж, будем ждать результатов. К слову, организаторы постарались на славу – в зале был полный аншлаг. Видимо, все деньги потратили на прилет и размещение иностранных гостей в роскошных отелях и на торжественный ужин акима на 80 человек. На этот форум, заметим, потратили из бюджета 80 миллионов тенге. Следующая инфографика для сравнения: что полезного можно было сделать на эти деньги.
Ромина МАКАРИМОВА