В частности, запланирована реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
В целях создания конкурентоспособной транспортной инфраструктуры согласно поручениям Елбасы и главы государства в Казахстане продолжается реализация новых инфраструктурных проектов, направленных на повышение уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на Primeminister.kz.
По словам министра индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбута Атамкулова, в 2021 году начинается реализация задач в сфере развития дорожно-транспортной инфраструктуры, определенных партией «Nur Otan» до 2025 года.
В частности, до конца этого года планируется начало реализации четырех новых автодорожных проектов общей протяженностью 607 км. Речь идет о:
Согласно поручению главы государства, до 2025 года все дороги будут обеспечены придорожным сервисом, соответствующим национальному стандарту. Требования к объектам придорожного сервиса утверждены. АО «Национальная компания «КазАвтоЖол» занимается их развитием.
На сегодняшний день протяженность автодорог общего пользования РК составляет 96 тыс. км, в том числе протяженность республиканской сети составляет 25 тыс. км, местной сети – 71 тыс. км. В 2021-2025 годах планируется построить и реконструировать 12 тыс. км дорог республиканской сети. Ежегодно будут задействованы 200 тыс. человек.
До 2020 года проведена реконструкция 13 тыс. км автодорог республиканской сети, в том числе дорожно-строительными работами были охвачены 4,7 тыс. км. Ведется строительство и реконструкция 3,6 тыс. км автодорог. По итогам года планируется сдать в эксплуатацию 2,2 тыс. км автодорог, открыть движение на 1,2 тыс. км. Капитальным и средним ремонтом охвачено 1,1 тыс. км дорог. На сегодняшний день реализуется 15 автодорожных проектов.
«По итогам года планируем полностью завершить реконструкцию участка Талдыкорган – Усть-Каменогорск, протяженностью 768 км. Это международный транзитный коридор, связывающий среднеазиатские республики с Восточной Сибирью Российской Федерации, а также южные регионы Казахстана с восточным. Данная дорога также имеет огромное значение для развития туристического кластера озера Алаколь», – сказал Бейбут Атамкулов на заседании Правительства РК.
Будет продолжено строительство четырехполосных скоростных автомагистралей, связывающих Нур-Султан с регионами по лучевому принципу. К этому моменту завершены участки в направлении Кокшетау, Павлодара и Караганды. В настоящее время строительные работы ведутся на участке от Караганды до Капшагая. К концу года планируется сдача в эксплуатацию участка до Балхаша и на следующий год – до Капшагая. На этом завершится реконструкция коридора «Центр – Юг».
Министр особо отметил маршрут Актобе – Атырау – Астрахань.
«До начала реконструкции из-за неудовлетворительного состояния дороги транспортное сообщение между городами Актобе, Атырау и Актау вынужденно осуществлялось через Уральск с перепробегом 500 км. В настоящее время строительные работы ведутся на всем протяжении автодороги. В текущем году завершим участок Кандагаш – Макат и обеспечим открытие движения на всем протяжении коридора с последующей сдачей в эксплуатацию в следующем году», – отметил он.
В настоящее время транспортный поток с Туркестанской и Жамбылской областей из соседних республик в направлении центра вынужденно идет через Алматы с перепробегом 250 км. Автодорога Мерке – Бурылбайтал имеет высокое социальное значение и влияет на транзит из стран Средней Азии. В этом году планируется завершение основных работ и открытие проезда.
В октябре этого года завершится строительство транспортной развязки на железнодорожном переезде на станции Шамалган, что повысит безопасность на пересечении с железной дорогой. Также поэтапно в 2021-2022 годах будет завершена реконструкция и других транзитных и социально значимых автодорог Ушарал – Достык, Калбатау – Майкапшагай, Костанай – Денисовка, Петропавловск – граница РФ на Курган.
В настоящее время идут подготовительные работы к строительному сезону. Для выполнения задач на 2021 год требуется 18 млн тонн щебня, 120 тыс. куб. м. железобетонных изделий, 1 300 млн тонн битума. На данный момент полностью заготовлены потребности щебня и железобетонных изделий, а также 325 тыс. тонн битума.
Ежегодно в строительный сезон наблюдается дефицит битума и повышение цен, что чувствительно отражается на ходе производства работ. В настоящее время Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК совместно с Министерством энергетики РК отрабатывается вопрос по своевременной поставке битума и недопущению роста цен. В целом, в строительный сезон будут задействованы 20 тыс. единиц дорожно-строительной техники и автотранспорта, 81 асфальтобетонный завод и 79 дробильно-сортировочных установок. На дорожно-строительные работы, с учетом смежных отраслей, будут привлечены порядка 200 тыс. человек.
По информации Бейбута Атамкулова, в южных регионах уже начаты строительные работы, по мере установления положительной температуры работы начнутся на всех объектах. Для охвата реконструкцией всей республиканской сети до 2025 года планомерно будет начата реализация новых проектов общей протяженностью 4,3 тыс. км. Также в 2021-2025 годах будут отремонтированы 10 тыс. км.
Ежегодно в регионах совместно с местными исполнительными органами и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» строятся новые современные объекты, оказывающие весь спектр услуг. Существующие объекты приводятся в соответствие требованиям международных стандартов. На сегодняшний день вдоль республиканской сети действуют 1 854 объекта сервиса, из которых 1 070 отвечают требованиям стандартов.
До конца года будут построены 125 единиц объектов, в том числе за счет якорных инвесторов 38 автозаправочных станций с санитарными узлами и пунктами питания, 87 единиц санитарно-гигиенических узлов за счет частных инвестиций и в рамках реконструкции. Доля объектов, отвечающих нормативным требованиям, в этом году будет доведена до 66% – до 1 322 единиц.
Для покрытия всей сети до 2025 года дополнительно будут построены свыше 400 современных объектов и все имеющиеся объекты придорожного сервиса будут приведены в соответствие нормативам. По словам министра, положительные результаты по строительству новых трассовых комплексов показывает Актюбинская, Алматинская и Карагандинская области.
Высокую значимость имеет развитие местной сети автодорог. Протяженность местных дорог составляет 71 тыс. км. Так, за счет выполненных работ в прошлые годы 75% местной сети приведены в нормативное состояние. На сегодня складывается неравномерная ситуация по состоянию областных и районных дорог в разрезе регионов. Бейбут Атамкулов отметил работу Мангистауской, Жамбылской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Алматинской, Карагандинской и Туркестанской областей по улучшению состояния сети дорог и соблюдения принципа паритетного финансирования.
В этом году на развитие местной сети предусмотрено выделение 119 млрд тенге. За счет выделенных средств всеми видами дорожно-ремонтных работ будет охвачено порядка 1,3 тыс. км дорог. До 2025 года планируется охватить всеми видами работ 27 тыс. км и довести в нормативное состояние 95% протяженности дорог. Здесь совместно с местными исполнительными органами будут приняты действенные меры по улучшению состояния сети местных дорог. Особое внимание уделяется качеству дорожно-ремонтных работ и диагностике состояния автодорог.
«Результаты работы показали определенные положительные эффекты, в частности, подрядные организации и эксперты технического надзора стали максимально уделять внимание качеству материалов и соблюдению технологии. В текущем году экспертизой качества будут полностью охвачены дорожно-строительные работы по республиканской и местной сети. Будет проведено инструментальное обследование 18 тыс. км республиканской сети, по результатам которого будет разработан комплекс мероприятий по ремонту», – сообщил министр.
В рамках цифровизации разработана система управления дорожными активами с внедрением в этом году на республиканской сети и до 2025 года – на местной сети. Кроме того до конца года будут переработаны 42 отраслевых нормативно-технических документа, в соответствии с требованиями международных стандартов.
Бейбут Атамкулов отметил, что своевременная и качественная реализация поручений Елбасы, главы государства и задач, обозначенных в Предвыборной платформе партии «Nur Otan» позволят в результате к 2025 году: