410 или 440 тенге за доллар? Прогноз ведущих аналитиков на конец года

Сейтказин Ардак
12.10.2020, 20:54

Эксперты продемонстрировали удивительное единодушие

Фотоколлаж: AR; фото: neonomad.kz

В сентябре Национальный банк провел валютные интервенции на 232 миллиона долларов. Вмешаться в ситуацию на рынке финрегулятору пришлось впервые с весны этого года. Эксперты эту меру объяснили тем, что «совокупность негативных внешних факторов привела к увеличению спроса на валютном рынке». Объемы торгов на бирже в сентябре достигли 2,6 млрд долларов – это максимальное значение с начала года, за исключением марта, когда произошел обвал рынков.

В последнее время в обменниках относительное затишье. Но стоит ли ожидать вслед за ним определенной бури? Тем более на фоне угрозы второй волны коронавируса. С этим вопросом корреспонденты Azattyq Rýhy обратились к ведущим аналитикам страны.

  • Какие факторы в настоящее время влияют на курс валют?

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог:

«Фундаментально тенге зависит от трех основных факторов. Первый – цена на нефть, второй – курс доллара в России, и третий фактор – это индекс самого доллара. То есть курс доллара относительно других валют.

Каждый раз они меняются и вносят свой вес. Почему цена на нефть важна? Это понятно – мы продаем нефть. Почему курс рубля важен? Потому что Россия наш основной торговый партнер. Почему курс доллара важен? Потому что индекс доллара определяет стоимость доллара относительно других валют. Поэтому эти три основных фактора определяют курс».

Мурат Кастаев, экономист:

«Факторы, которые влияют на тенге, такие же, как и прежде, ничего не меняется. Это цена на нефть, курс российского рубля и макроэкономические показатели нашей страны. В первую очередь, платежный баланс. Все эти факторы относительно стабильны. То есть нефть на позапрошлой неделе снижалась, на прошлой неделе обратно подросла – 42-43 доллара. Это достаточно комфортный в текущих условиях для Казахстана курс. Что касается российского рубля. Тема санкций после отравления Навального пока не нашла своего продолжения. И соответственно, в России тоже мы видим стабилизацию курса рубля. Поэтому до конца года наш прогноз остается достаточно скучным».

Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа брокерской компании «Astana Invest»:

«Фактор пока один – это российский рубль. Он очень волатильный в последнее время. И в последнее время он очень сильно ослабевал по отношению к доллару. Как вы знаете, торговые отношения между Россией и Казахстаном очень тесные. Поэтому курс рубль-доллар, он очень сильно влияет на курс тенге-доллар. Российский рубль ослабевал, по времени смотря, последние несколько недель, несмотря на то, что нефть торговалась 40-43 даже, то есть нефть была стабильна. Но рубль ослабевал. Ослабление рубля было связано с отравлением Навального. Точнее, в начале была ситуация в Беларуси. Из-за протестов белорусский рубль ослабел, вслед за ним российский рубль. Беларусь с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном входит в один союз – ЕврАзЭС. И ситуация в Беларуси – раз, и второе – случай с Навальным. Его отравили и тут же заговорили о дополнительных санкциях против России. Это все так же негативно влияет. Плюс еще военный конфликт в Нагорном Карабахе тоже добавил негатива. Из-за этого рубль доходил практически до 80 рублей за доллар, а вслед за ним незначительно ослабел тенге. Тенге все-таки удержался можно сказать благодаря интервенциям со стороны нашего регулятора. То есть каждый месяц Нацбанк все-таки продавал доллар, чтобы как-то сгладить эти скачки. Если вы на курс посмотрите, рубль-тенге, он был 5,8, сейчас 5,5. Вот эти 30 тиын произошли именно за счет вмешательства, за счет того, что тенге-доллар удерживали курс, чтобы он не скакнул вверх. Вот такие факторы. В основном, рубль и нефть».

  • Прогноз до конца года – в каком коридоре будет доллар?

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», политолог:

«Когда рынок нефти начал останавливаться, все казалось очень радужным. Если помните, курс возвращался даже ниже 400, потому что все было радужно, прекрасно, нефть больше стоила, точнее, не стоила меньше 20 долларов, она стоила 40-42, как и сейчас. Но, к сожалению, тогда соседи наши, основной наш стратегический партнер торговый – Россия, приняла так называемую политику слабого рубля. Она не декларируется особо нигде, но мы ее тоже использовали. Она заключается в том, что национальная валюта искусственно либо ослабляется, либо ее не поддерживают. Зачем это надо? Потому что в такой ситуации, когда национальная валюта слабая, а экономика экспортно-ориентированная, получается, что, продавая нефть, Россия получает больше денег в рублях и у них соответственно меньше дефицит бюджета. Поэтому было принято решение у них видимо особо не сдерживать рубль, и он потянул нас за собой, когда в июне начал слабеть. Собственно, сейчас и довлеет над нами так же. Но нельзя говорить, что мы зависим только от рубля, это очень легко доказать, видя кросс-курс тенге к рублю, он был 5,4 полтора года назад, год назад он стал 6, доходил до 6,2. Сейчас он опять стал 5,4-5,5. То есть у нас нет прямой зависимости от рубля, но мы от него зависим, это один из основных факторов определения курса тенге. Что будет сейчас с тенге в ближайшее время полностью зависит от мировых финансовых рынков. И я считаю, от итогов выборов в США. Кто победит и какой будет итог для рынков, потому что по одному из прогнозов, если победит не Трамп, а Байден, возможно может случиться биржевой обвал, в частности нефти из-за того, что демократы делают очень большую ставку на зеленую энергетику и хотят ужесточать правила добычи нефти. Трамп даже говорит, что это может быть конец американской нефти. То есть на самом деле, сланцевая нефть, которая сейчас обеспечивает нефтяную независимость Америки, добывается достаточно вредным для экологии способом по одной из версий. Поэтому могут ужесточить экологическое законодательство США. В итоге, рынок нефти может рухнуть. Это один из вариантов. Поэтому тенге сейчас полностью зависит от внешних рынков, что будет 3 ноября, кто победит в Штатах и какая будет дальнейшая политика у нашего северного соседа».

Мурат Кастаев, экономист:

«Единственные факты, которые могут внезапно повлиять – это вторая волна пандемии коронавируса. Соответственно, если вдруг число заражений начнет очень сильно расти, страны начнут вводить жесткие карантинные меры, как было весной, тогда да, тогда снизится спрос на нефть, нефть подешевеет и тенге, соответственно, ослабнет. И наоборот, если все эти слухи, ожидания не подтвердятся, и осень-начало зимы будут такими же как обычно без каких-то всплесков, то наоборот, все эти страхи могут уйти, у инвесторов вернется аппетит к риску и тогда и нефть может подорожать, и тенге обратно может укрепиться к 410 тенге за доллар. Поэтому текущая цена более-менее сбалансированная. Если внешние показатели будут улучшаться, тенге укрепится, но не сильно. То есть мы не увидим, как доллар опускается ниже 400. Но до 410 тенге вполне может укрепиться до конца года. И, если наоборот, показатели, внешние новости будут не очень хорошими, тенге может ослабнуть. Но опять-таки, он не ослабнет очень сильно, то есть 440 тенге – это мы считаем, такой локальный максимум, выше которого доллар не должен уйти».

Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа брокерской компании «Astana Invest»:

«Тенге может окрепнуть по отношению к доллару только за счет укрепления существенного рубля, что практически сейчас нереально до конца года. Каких-то объективных причин для укрепления тенге нет. Либо он будет торговаться также в пределах 430, либо торговаться чуть выше. Я бы сказал, что до конца года коридор 430-440 тенге за доллар вполне реален. Все-таки, не забываем, что есть еще негативный эффект от пандемии на экономику нашей страны, на экономику России и так далее. Плюс ситуация в Беларуси все еще не решается, и возможно, в случае ухудшения ситуации в Беларуси, рубль скорее всего продолжит ослабевать, а вслед за ним и тенге. Поэтому можно сказать, что сейчас на курс в основном влияет геополитический риск».

Вам будет интересно: