О причинах ослабления курса тенге рассказали в Нацбанке

Автор: Ахметбеков Асхат

На этот вопрос ответила зампред регулятора Алия Молдабекова

Фото пресс-службы Национального банка РК

В Национальном банке РК прокомментировали ситуацию с ослаблением курса национальной валюты на этой неделе в стране, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу регулятора.

«Ослабление тенге напрямую связано с падением цены на нефть – нашего основного экспортного товара. С начала сентября, на фоне беспокойства инвесторов относительно восстановления спроса на углеводороды, котировки нефти падали. На фоне этого валюты развивающихся рынков и сырьевых экономик испытывают давление», – сказала заместитель председателя Национального банка РК Алия Молдабекова.  

По ее словам, впервые с 15 июня цена на нефть ушла ниже 40 долларов за баррель, достигнув 8 сентября, уже после закрытия нашего локального рынка, отметки в 39,4 доллара за баррель. Курс тенге в ходе биржевых торгов 9 сентября ослаб до уровня 426,5 тенге за доллар США, или на 0,6%, от уровня закрытия предыдущего дня.

«Однако нужно отметить, что уже вчера вечером мы наблюдали отскок как по нефтяным котировкам, так и некоторое восстановление на фондовых рынках», – добавила замглавы Нацбанка.

В августе наблюдалась относительная консолидация обменного курса. Официальный курс тенге за прошлый месяц ослаб на 0,5% – с 418 до 420,11 тенге за доллар США. Средний курс тенге на бирже в августе формировался в узком диапазоне 417,87-420,11 тенге за доллар США.

«Национальный банк в августе не принимал участия на валютном рынке. Колебания курса характеризовались умеренной волатильностью и в большей степени находились под влиянием внутренних факторов. Общий объем торгов на бирже чуть вырос по сравнению с июлем, с 2,1 до 2,2 миллиарда долларов. Также отмечу, что в августе наблюдался небольшой приток нерезидентов на рынок ценных бумаг РК в сумме 13 миллиардов тенге, и на конец августа объем иностранных инвестиции в нотах и государственных ценных бумагах Минфина составил 172,1 миллиарда тенге», – рассказала Алия Молдабекова.

При этом в отдельные дни августа наблюдалось укрепление тенге, которое, по ее словам, не было связано с внешними факторами.

«Это было обусловлено сезонным увеличением предложения иностранной валюты вследствие налоговых выплат. Ощутимый эффект «налоговой» недели наблюдался впервые с момента начала кризиса в марте, когда нефтяные котировки упали до минимальных значений. Традиционно в августе наблюдается другой сезонный фактор – спрос, вызванный периодом летних отпусков. Но в этом году по причине ограничений, связанных с пандемией, данный фактор себя не проявил», – добавила замглавы Нацбанка.

В целях обеспечения гарантированного трансферта в августе Национальный банк осуществлял продажу валюты из Национального фонда на 681 миллион долларов США.

«Размер конвертации для осуществления трансферта в августе был существенно ниже по сравнению с предыдущими месяцами, однако это не привело к дисбалансу на валютном рынке. Компании квазигосударственного сектора в рамках своих обязательств за месяц продали часть валютной выручки на сумму 266 миллионов долларов США, что также сбалансировало спрос», – отметила Алия Молдабекова.