Премьера в Ташкенте собрала почетных гостей из 5 стран
В Ташкенте в рамках государственного визита Касым-Жомарта Токаева в Узбекистан состоялась премьера оперы «Хан Сұлтан. Алтын Орда», представленная Казахским национальным театром оперы и балета имени Абая, передает Azattyq Rýhy со ссылкой на пресс-службу Министерства культуры и информации РК.
Постановка прошла на сцене государственного академического Большого театра имени Алишера Навои впервые и стала одним из самых яркихсобытий культурной жизни Центрально-Азиатского региона.
Премьеру посетила министр культуры и информации Казахстана Аида Балаева. В качестве почетных гостей также были приглашены руководители министерств культуры стран Центральной Азии, а также министр культуры Азербайджана.
«Опера представляет собой глубокую драму о власти, судьбе и выборе между традиционным укладом жизни и грядущими переменами. Музыка Хамита Шангалиева в видении режиссера Давида Ливермора, создают эффект полного погружения в эпоху Золотой Орды. Зритель воочию наблюдает человеческие трагедии на фоне исторических событий Золотой Орды – государства, чьё духовное наследие занимает особое место в истории тюркских народов», — говорится в сообщении.
Работа над постановкой оперы стала примером международного научного сотрудничества. В проекте участвовали исследователи из Казахстана, России и Турции: руководитель Центра исследования Золотой Орды Ильнур Миргалиев, профессор Мармара университета в Стамбуле Ильяс Кемалогу и кандидат исторических наук Нурлан Атыгаев. Либретто оперы, созданное Маралтаем Ыбыраевым, основано на пьесе драматурга Алмаса Нусипа.
«Режиссер оперы Давиде Ливерморе – признанный мастер мировой оперной сцены, работавший с легендарными певцами и крупнейшими театрами планеты. Его постановки украшали афиши La Scala, Римской оперы, Teatro Regio в Турине и Carlo Felice в Генуе. Его участие подняло проект на международный уровень», — рассказали в пресс-службе ведомства.
Музыкальным руководителем и дирижером-постановщиком выступил заслуженный деятель РК, главный дирижер Театра имени Абая Нуржан Байбусинов. Премьера в Ташкенте стала не просто очередным театральным событием, а диалогом казахской и узбекской истории и культуры.
Их синтез создает своеобразный «художественный мост» между двумя народами, напоминая о единой культурной памяти. До ташкентской премьеры опера была представлена в Алматы, Стамбуле и Казани, где также вызвала большой интерес и теплый прием публики.