Народный художник, заслуженный деятель искусств, актриса – это пример неиссякаемых возможностей женщины, сердце которой преисполнено любовью
В великом мире искусства существуют непререкаемые звезды, чьи творческие сияния озаряют пути поклонников искусства по всему миру. Одна из таких ярких звезд – Гульфайрус Мансуровна Исмаилова – народная художница Казахстана, лауреат премии «Тарлан», 16 лет проработавшая главным художником Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, на сцене которого создала 28 спектаклей, художник-постановщик фильма Султана Ходжикова «Кыз Жибек», получившего на V Всесоюзном кинофестивале приз за лучшее художественное оформление. Она прожила очень долгую, насыщенную, яркую и достойнейшую из достойных жизнь, став гордостью национальной культуры Казахстана. В преддверии 8 марта Azattyq Ruhy предлагает вам познакомиться с историей Гульфайрус Исмаиловой, а также узнать, как творчество первой художницы театра повлияло и до сих пор влияет на казахстанцев.
Жизнь Гульфайрус Исмаиловой
Народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств, актриса Гульфайрус Исмаилова родилась 15 декабря 1929 года. Ее любовь к рисованию началась с самого детства. Хотя сама Гульфайрус была разносторонним ребенком, увлекаясь драматическим, изобразительным, хоровым и хореографическим кружками.
В 1944 году Гульфайрус Мансуровна принимает решение поступить в Алма-Атинское художественное училище, где изучает живопись под руководством народного художника и заслуженного деятеля Казахской ССР Абрама Черкасского. Черкасский, который в свое время учился с российским художникам Михаилом Врубелем, придавал большое значение не только основам художественного мастерства, но и развитию творческого восприятия формы и цвета у своих студентов. Именно он выделил Исмаилову среди других учеников, создав для нее замечательный портрет, который сегодня хранится в Государственном музее искусств имени А. Кастеева. Кроме того, он дал ей возможность сотрудничать с ним над портретом Сабита Муканова. Обладая этим опытом, Гульфайрус Исмаилова смело отправилась поступать в Суриковский институт в Москве.
После окончания Алма-Атинского худучилища Гульфайрус Исмаилова получила приглашение сыграть роль Тыгрены в фильме Марка Донского «Алитет уходит в горы». Ей предлагали продолжить актерскую карьеру, которую позже она все же воплотит, но после роли Тыгрены, девушка решила продолжить заниматься живописью и поступила в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры на театрально-декорационное отделение.
Именно этот институт впоследующем сыграл большую роль и помог Гульфайрус Исмаиловой в ее театральной работе. В Ленинграде она изучала законы композиции и колорита на великих образцах изобразительного искусства, собранных в Эрмитаже. Там же, в Академии художеств, Гульфайрус Мансуровна встретила свою первую и единственную любовь – Евгения Матвеевича Сидоркина.
Уже окончив Ленинградскую академию художеств, она приняла участие в конкурсном отборе на фильм «Ботагоз» по повести Сабита Муканова, в который так хотела попасть, что написала свой автопортрет в этой роли и послала режиссеру. Позже Ефим Арон объяснит:
«На роль Ботагоз пробовались девушки и покрасивее, но у тебя в глазах было содержание».
А Гульфайрус Исмаилова признавалась в одном из интервью:
«Я сама – один из вариантов Ботагоз, логическое продолжение ее судьбы. И я люблю эту героиню за ее стремление осознавать себя личностью».
В 1969 году начались съемки киноленты «Кыз Жибек», в которой Гульфайрус Исмаилова была приглашена на роль матери Жибек и художника по костюмам. Однако ситуация изменилась быстро, и ей пришлось стать художником-постановщиком. В работе над эскизами она использовала не только зарисовки со старинных предметов быта, но и сама придумывала некоторые детали. Для фильма она выполнила более 1 500 эскизов, в которых воспроизвела детали быта, костюмов, предметов обихода и воинского снаряжения. Интересный факт заключается в том, что Гульфайрус придумала чеканный орнамент для ременной пряжки в костюмах джигитов, о котором на художественном совете заметили, что у казахов такого не было. Через десятилетие археологические раскопки обнаружили аналогичные пряжки, подтверждая ее художественную интуицию! Работу художника-постановщика оценили на V Всесоюзном кинофестивале.
Затем начинается работа художника в различных театрах Алматы. Здесь стоит отметить, что Гульфайрус Исмаилова оставила огромный след в мире искусства, достаточный для создания нескольких богатых творческих биографий. В эпоху, когда вступить в профессиональный творческий союз было престижно и сложно, Гульфайрус Исмаилова была членом трех: Союза кинематографистов, Союза театральных деятелей и Союза художников СССР. Она была женщиной, занимающейся художественным оформлением фильмов, а также главным художником театра оперы и балета, внесшим вклад, которого казахское искусство прежде не знало.
В 1971 году Исмаилова становится главным художником Государственного академического театра оперы и балета имени Абая, где она проработала 16 лет. С ее непосредственным участием поставлены такие спектакли, как «Ер-Таргын», «Жумбак-кыз», «Алпамыс», «Иоланта», «Акан-Сери и Актокты» и другие. В ее декорациях своеобразно отразилась вся прелесть устного народного фольклора, его богатство, незатейливость и торжественность.
Художница Гульфайрус Исмаилова создавала театральные эскизы, которые излучали невероятную красоту и живость. Ее творческий взгляд проникал глубоко в душу произведений, оживляя их уникальными деталями и изысканными мотивами. Ее работы восхищали не только своей изысканностью, но и тонким вкусом, с которым каждая линия и цвет воплощали ее творческую визию. В ее эскизах была запечатлена не только красота, но и эмоциональная глубина, заставляя зрителей восхищаться и вдохновляться ее искусством.
Любовь к театру и жанру портрета полностью отражена в работах Гульфайрус Исмаиловой над портретами Куляш Байсеитовой, Шары Жиенкуловой, Шолпан Джандарбековой. Потрясающий портретный триптих, пропитанный ее нежной любовью к этим исключительным женщинам и насыщенный влиянием русской школы живописи, превратил эти работы в настоящие шедевры. Ни одна другая художественная рука до сих пор не смогла создать более волшебные и возвышенные образы женственности в казахском искусстве, чем та, которая принадлежала неутомимой Гульфайрус.
12 мая 2013 года в полдень народный художник Казахской ССР, заслуженный деятель искусств Казахской ССР, актриса и просто ярчайшая женщина Гульфайрус Исмаилова ушла из жизни в возрасте 84 лет.
Многие работы художницы хранятся в Национальном музее изобразительных искусств имени А. Кастеева и в Дирекции художественных выставок, много работ приобретается частными коллекционерами. Почти все, к чему она имела отношение, было отмечено как значительное явление культуры, вошло в историю и сокровищницу казахского искусства.
Какое влияние художница оказала на современных казахстанцев
Творчество Гульфайрус Исмаиловой оказало значительное влияние на современную казахстанскую культуру. Ее работы стали не только источником вдохновения, но и примером мастерства и самовыражения для многих современных художников, культурных деятелей и ценителей искусства.
Одним из них является журналист, отличник СМИ, CEO «Trend Buro» Махаббат Есен. Впервые с биографией Гульфайрус Исмаиловой Махаббат Есен познакомилась будучи студенткой специализированной художественной школы в возрасте 11 лет.
«Я была влюблена в ее работы, в ее желание творить вопреки, потому что судьба этой женщины не была простой. Нужно было в этом мире художественного изобразительного искусства стать первой казашкой, что получит академические знания и завоюет признание. И у нее это получилось! Гульфайрус Исмаилова – это тот человек, на которого в изобразительном искусстве мне хотелось равняться, создать такие культовые работы, которые останутся в истории всей страны. К сожалению, художником я не стала, но путеводной звездой эта личность для меня являлась», – отметила Махаббат Есен.
К слову Махаббат Есен имеет схожие черты с великой художницей, именно поэтому ее пригласили сняться в роли Гульфайрус Исмаиловой в документальном кино.
«Я всегда мечтала быть похожей на Гульфайрус-апа и внешне, и в творчестве, и в семье. Судьба мне предопределила свой путь, но я чувствую себя бесконечно счастливой за эту возможность сыграть свою Гульфайрус в проекте Майи Бекбаевой «Тайны и судьбы великих казахов», потому что жизнь Гульфайрус – это пример неиссякаемых возможностей женщины, сердце которой преисполнено любовью», – отметила Есен.
Стоит отметить, что именно Махаббат Есен дала идею Майе Бекбаевой снять документальный фильм о Гульфайрус Исмаилове, как легендарной, знаковой личности в истории всей культуры Казахстана.
«Задача сыграть Гульфайрус Исмаилову была очень ответственной. Не каждый день мне приходится играть на камеру, хотя в прошлом я имею опыт игры в театре, да и вообще работа на телевидении и радио подразумевает перевоплощение. Но здесь фигура такая знаковая, что само по себе было очень волнительно. Съемка шла один день: с утра и до вечера. Еще волнительнее было увидеть на съемочной площадке своего партнера в этой семейной идиллии, который сыграл Евгения Сидоркина, и воспроизвести чувства к нему. Я никогда не забуду этого дня и я благодарна Майе Бекбаевой, Адилю Нуртаю – режиссеру этого проекта, ну и вообще всей судьбе за такую потрясающую возможность», – отметила Махаббат Есен.
Творчество Гульфайрус вдохновляет нас смотреть на нашу историю, культуру и традиции с новой перспективы, помогая сохранить и передать ценные наследия предков. Ее работы являются своеобразным мостом между прошлым и настоящим, объединяя различные поколения казахстанцев в осознании и ценности нашей культурной идентичности.
Таким образом, творчество Гульфайрус Исмаиловой продолжает вдохновлять и влиять на современное искусство и культуру Казахстана, оставляя свой неизгладимый след в сердцах и восприятии нашего народа.