Памяти фотографа Владимира Высоцкого
Год назад ушел из жизни фотограф Владимир Высоцкий. Владимир Викторович многие годы был председателем фотоклуба «Орион». 22 января 2022 года ему исполнилось 64. Учитель, соратник, фотограф и поэт с узнаваемым именем был не только участником всесоюзных, республиканских и местных выставок, но и организатором многих экспозиций, передает Azattyq Rýhy.
На каждом значимом вернисаже Владимир Викторович Высоцкий читал свои четверостишья. Емко, точно и лаконично он концентрировал смысл фотографических экспозиций и характер автора в своих стихах-посвящениях, порой написанных экспромтом. Он был учеником известного фотографа Едыге Ниязова, членом народного фотоклуба «Орион», председателем нового «Ориона», учителем для новой смены любителей и мастеров светописи, руководителем творческой группы «Квадрат Высоцкого».
Во время подготовки выставки «Наследие» к юбилею со дня рождения Ниязова в марте 2020 года, когда экспозиция по причинам пандемии отменилась, Владимир Высоцкий в своей фотомастерской рассказывал о том, как скрупулезно отбирались кадры для концепции выставки – продолжения темы «Ниязов и ученики». Эту преемственность мастерства от учителя к ученику Владимир Викторович ценил высоко. Как и строгость в отборе самых ценных снимков.
«Я в фотошколе преподавал около полугода, – говорил тогда Владимир Высоцкий. – Кроме того, вел фотокружок в Доме пионеров Ильичевского района. Эти кружки, в том числе, заполняли время ребят, которые не хулиганили по дворам, а были заняты делом. Я много времени наблюдал за Едыге Ниязовым со стороны. Начал читать много книг по химии и физике процесса. Потом, когда начал сам печатать, все реализовалось. Изначально осваиваешь просто технологию. Потом доходишь до какого-то уровня, пытаешься достичь вершин в технологии. Дальше ищешь уже не технические, но и творческие возможности. Растешь, видишь то, что интересно. А затем нужны единомышленники. Так появляются фотоклубы. Для того чтобы фотографию или другое произведение искусства оценить, нужно представлять, как это происходит, попробовать все самому. Чтобы что-то советовать, нужно иметь моральное право. И зритель должен быть подготовленным».
Первый фотоклуб в Павлодаре был организован в 1970 году фотографами-любителями. Среди них были люди разных профессий с одной общей страстью к фотографии. Павлодарцы участвовали во Всесоюзных, международных выставках и конкурсах. В 1980 году одному из первых в Казахстане фотоклубу «Орион» присвоили звание «Народный». Корифеи «Ориона», бывшие у его истоков, вступившие в первые годы его деятельности, и по сей день верны фотоискусству. За эти годы в клубе выросла целая плеяда интереснейших фотохудожников, чьи имена известны не только в Казахстане.
«Орионовцы» в свое время стали инициатором создания фотографического музея Багаева. В 90-е прежние владельцы продали дом с фотопавильоном в частные руки, он стал филиалом фотошколы. Туда «заселились» фотографы. И дом ожил – начали проводиться крупномасштабные для Казахстана выставки и события. К концу 1999 года здание опустело. Шла официальная передача от фотошколы музею. Дом с трудом удалось сохранить. Музей отремонтировали и открыли в начале 2001 года. Сейчас это культурный центр фотографического мастерства и искусства, здесь регулярно проводятся выставки.
В фотошколе есть ученики и учителя. А в фотоклуб люди шли не только за поддержкой единомышленников, но и за конструктивной критикой, считал Высоцкий. Уровень в фотоклубе разный. Занятий и сертификатов об окончании нет. Но учились все – друг у друга. Спорили, обсуждали выставки, творческие фотоотчеты – в атмосфере доверительности и естественности. И самый маститый фотограф мог слушать мнение новичка.
«Я помню, как очень бурно реагировал Константин Касиванов, когда на каком-то творческом конкурсе получил оценку ниже, чем 7-классник Гена Ярыгин. Это один из примеров, что профессионализм – не синоним творчества, – вспоминал «орионовец» Владимир Высоцкий. – Каждый нес в клуб свое».
В большой истории фотоклуба «Орион» был перерыв – с 1994-го по 2003 годы. В 2004 году объединение фотолюбителей возродилось, основываясь на традициях прежнего клуба и павлодарской школе фотографии. Долгие годы фотоклуб «Орион» возглавлял фотограф с огромным опытом – Владимир Викторович Высоцкий.
Собираться снова начинали в его фотомастерской. Затем традиционные творческие отчеты, просмотры и дискуссии проходили в разных залах Павлодара – театре Чехова, художественном музее, областной библиотеке и т. д. Многие сравнивали старый и новый «Орион». Поменялось время, изменились и задачи. Как говорил старейший фотограф Павлодара Борис Краснянский, современная техника получения фотоизображения открыла колоссальные возможности запоминать увиденное и делиться своими впечатлениями в безграничном пространстве. Но только общение, обмен мыслями позволяют оценить сюжет, характер и внутренний мир автора. И снимок приобретает статус художественного произведения.
В одном из интервью Владимир Высоцкий отмечал, что для него фотография – это необходимость, а фотоклуб – необходимость быть вместе. Это возможность показать свои фотографии, быть увиденным и оцененным. А многолетнее творческое сотрудничество привело к более тесным человеческим отношениям. Новый «Орион» занимался поиском новых имен. В 2012 году «орионовцы» организовали фотовыставку молодых павлодарских авторов «Плеяды», дав возможность высказаться. В той экспозиции выставлялись и мои работы. Отбор, очень строгий, со спорами и защитой каждого кадра, проходил в фотомастерской Высоцкого.
А спустя несколько лет, в 2018 году, тут готовилась уже другая выставка. Участники фотоклуба «Орион» и объединения «Квадрат Высоцкого» Владимир Высоцкий и Владимир Панасюк планировали экспозицию к 60-летнему юбилею Высоцкого. Но в фотостудии произошел пожар. Были уничтожены и пострадали работы для выставки.
Однако вернисаж в большом зале художественного музея тогда не отменили, а перенесли на месяц. Кадры перепечатали и восстановили. В экспозиции «Фотография. Это всё» были снимки Панасюка за 40 лет творческого пути, и яркие впечатления из путешествий по Юго-Восточной Азии Высоцкого.
«На снимках Китай, Индия, Таиланд, Турция. Я хотел передать на своих снимках эмоции, которые испытал, увидев все эти пейзажи, – говорил на вернисаже Владимир Высоцкий. – И если у Панасюка на этой выставке много фактов и историй, у меня – остановленные мгновения».
Яркие тропические декорации раскрывали эмоциональные сюжеты. На фотографиях – замеченные мелочи, которые делают обычный снимок уникальным кадром с исторической и художественной ценностью. «В каждой фотографии Высоцкого есть подтекст, заложена глубокая мысль», – рассказывал о снимках своего соавтора по выставке Владимир Панасюк.
Преемственность для Высоцкого значила много. В его семье были важные традиции. Одна из них – обязательный семейный выход с фотокамерой 9 Мая. В этот день должны звучать щелчки затворов фотокамер, но не оружия. Павлодарский фотограф Владимир Высоцкий вместе с дочерью Валерией каждый год снимал День Победы. Изначально это был фотографический практикум.
«А потом я осознал, что это процесс воспитания в патриотическом направлении, – говорил Владимир Высоцкий 9 мая 2019 года. – Семейные ценности – это дух уважения к старшим, к истории. Меня поразило, когда дочь Валерия первый раз вышла на съемку и затем смонтировала из фотографий ветеранов фильм, с песней «А мы с тобой, брат, из пехоты». Она продолжает снимать эту историю и продолжает эту традицию уважения к героям, которая есть у нас в семье».
В 8 лет отец дал дочери в руки фотокамеру и показал, как ей пользоваться. Искра интереса разгорелась. И научный проект школьницы «История возникновения фотографии» занял первое место среди исследований учеников начальных классов Павлодара в разделе «Культура». Свое решение Владимир Высоцкий пояснял так: «Дочь постоянно ходила со мной на съемки, живо интересовалась тем, что я делаю и как. Отдают же детей в пять лет заниматься фигурным катанием, почему же в восемь нельзя доверить фотоаппарат?» Результатом стала не только победа в городском конкурсе, но и живое увлечение фотографией.
А в 2011 году в Доме-музее Багаева состоялась первая выставка 9-летней школьницы Валерии Высоцкой и ее отца Владимира Высоцкого. Девочка стала самым юным в стране фотоавтором. Ее отец представил 25 черно-белых снимков 80-х годов ХХ века. А Валерия – 25 цветных фотографий, снятых в 21 веке. Название было символичным. Как в фотографическом смысле, так и в философском – «Смена».