Искусство на задворках

Автор: Azattyq Rýhy

Лучшие в стране, но «бездомные». Сегодня мы вспоминаем историю развития и упадка одной из старейших филармоний Казахстана   

Более 20 лет Виктор Камерцель принимал участие в работе и становлении Павлодарской областной филармонии имени Исы Байзакова. Сначала как заместитель руководителя, затем уже как директор. Он с гордостью вспоминает годы, когда филармонии удалось стать одной из лучших организаций культуры в республике и бывшем СССР, передает Azattyq Rýhy.

Виктор Камерцель поделился воспоминаниями о своих наставниках, смелых воплощенных идеях и незабываемых встречах, а также рассказал о богатом опыте и об истинных целях и задачах филармонии.

Досье: В 1963–1967 годах Виктор Камерцель обучался в музыкальном училище им. П. И. Чайковского в Павлодаре, музыкальное образование по основному предмету баян. Педагог, руководитель оркестра народных инструментов.

1972–1977 гг. – учился в Московском государственном институте культуры. По окончании вуза – деятель культуры высшей квалификации, руководитель оркестра народных инструментов. В 1982 году сдал экзамен Министерства культуры на солиста-инструменталиста по классу баяна.

С 1977 по 1984 год – заместитель директора Павлодарской областной филармонии. 1984–1992 гг. – директор филармонии.

До приезда в ФРГ в 1993 году Виктор Камерцель выступал на многочисленных концертах и телепередачах в качестве солиста, концертмейстера и камерного музыканта. Он также оказывал активную поддержку деятельности созданного в 1990 году Павлодарского областного культурно-просветительского общества немцев «Возрождение».

Переезд в ФРГ не прервал музыкальную и педагогическую деятельность. С 1996 года Камерцель передает опыт новому поколению талантов, он был преподавателем музыки в музыкальном центре Niederrhein. С 2001 года Виктор Камерцель руководит собственной частной музыкальной школой. Не оставляет и сценические выступления, являясь музыкальным руководителем, солистом и дирижером двух известных в Германии аккордеонных оркестров, в концертах которых не раз принимали участие его старые знакомые по Павлодару – народные артисты России Анатолий Беляев, Виктор Романько, Юрий Шишкин.

Страницы истории

По официальным данным, филиал Казфилармонии имени Джамбула существовал с 1943 года. С 1946 года преобразован в межобластное концертно-эстрадное бюро (КЭБ). А в 1965 году на базе КЭБа была создана Павлодарская областная филармония. Как пишут историки, своего помещения у нее не было долгое время. Выступления проводили и на летней сцене горсада, в ДК ЖД. А в 1979 году администрацию филармонии разместили в бывшем городском Доме пионеров на улице Дзержинского (теперь Академика Сатпаева). Решением Павлодарского облисполкома филармонии было присвоено имя казахского акына, поэта и композитора Исы Байзакова.

Как вспоминают жители Павлодара, по приглашению филармонии к нам приезжали известные музыкальные коллективы Казахстана и СССР. На павлодарской сцене и в районах области выступали популярные солисты, ставшие позднее народными и заслуженными артистами СССР и РСФСР, народными артистами союзных республик. В те годы афиши филармонии, призывающие посетить концерты знаменитых скрипачей, пианистов, гитаристов, певцов и солистов, были для нашего города обычным явлением.

А потом оказалось, что ни к чему, по мнению чиновников, Павлодару собственная филармония. Мол, бюджет не потянет. И так продюсерские центры привозят к нам заезжих звезд. К тому же и заселять уже некуда. Здание, где 20 лет размещалась филармония, перестало быть памятником истории и культуры, было вычеркнуто из списка охраняемых государством объектов и продано.

В 2012 году, после закрытия, ликвидации и многих лет забвения, областная филармония возродилась. Сейчас она делит крышу с ансамблями и обществами центра народного творчества и культурно-досуговой деятельности «Шанырак». Выступления коллективов проходят на различных площадках – сцене «Шанырака», его концертного зала (экс-кинотеатр «Октябрь», в котором позже размещался Славянский центр) и в ДК им. Естая (бывший Дом культуры тракторостроителей), в зале музыкального колледжа. А также на открытых сценах общегородских и областных мероприятий. Так было в доковидную эпоху. В пандемию концерты перешли в онлайн-формат. Затем, с послаблением карантинных мер, появляется информация о первых выступлениях на публике.

В 2017 году местные власти сообщали, что в районе Казмуздрамтеатра имени Аймаутова, на месте стадиона «Металлург» планируется построить новый Дом культуры с двумя концертными залами – на 300 и на 1500 мест по проекту алматинских архитекторов и по последнему слову звуковой техники. Тогда обещали, что год уйдет на подготовку документации, затем года три – на стройку. Проект вполне мог разгрузить и решить проблему с размещением филармонии.

И вот в январе этого года произошло долгожданное событие: в год 75-летия творческая организация получила собственный дом.

Как сообщили в Павлодарской областной филармонии им. Исы Байзакова, ее музыканты на протяжении 75 лет радуют незабываемыми концертами не только зрителей своего региона и страны, но и публику ближнего и дальнего зарубежья во время гастрольных поездок. В настоящий момент в составе филармонии девять творческих коллективов, в их числе оркестр казахских народных инструментов им. Р. Омарова, симфонический, джазовый оркестры, камерный хор, ансамбль русских народных инструментов. 

В связи с тем, что учреждение до сих пор не имело своего собственного здания и концертного зала, представители творческой интеллигенции региона в преддверии юбилея филармонии выступили с предложением передать в собственность филармонии здание, расположенное по адресу: г. Павлодар, проспект Н. Назарбаева, 1. 

«Эта инициатива нашла положительное решение благодаря поддержке акима области, и здание было передано в распоряжение Павлодарской областной филармонии им. Исы Байзакова. Сегодня состоялся исторический момент – на здании филармонии, носящей имя Исы Байзакова, установлена соответствующая надпись», – говорится в сообщении. 

Между тем сегодня, как утверждают работники культуры, возрожденная филармония стала одной из лучших в республике и по своему составу, и по исполнительскому мастерству артистов. И руководство уже новой эры филармонии начиная с 2012 года не раз упоминало об уникальном опыте первопроходцев. Именно ими была заложена основа, задана высокая планка. Отмечалось, что в прежние годы филармония вела просветительскую работу. И то, что сегодня в концертных залах есть молодежь, – заслуга прежних лет и музыкальных лекториев. Потребность в серьезном искусстве решено прививать и сейчас – в работе со школьниками и малышами.

Один из энтузиастов, вложивших душу в Павлодарскую областную филармонию, – Виктор Камерцель. Он давно живет и работает в Германии. Но продолжает следить за жизнью в Павлодаре, развитием нового пути любимого детища. В год 75-летия филармонии Виктор Камерцель поделился своими воспоминаниями и чаяниями. А также приоткрыл завесу над некоторыми уникальными историями, произошедших в культурной жизни Павлодарского Прииртышья во второй половине ХХ века.