Фотография – это искусство, и не важно, какая у тебя камера

Автор: Смагулов Амир

История одного фотографа

Быть фотографом – это не только создавать, но и видеть, чувствовать красоту и внутренний мир человека. По мнению столичного фотографа Айгерим Дюсенбиной, лучше всего с этой задачей справляются ее украинские коллеги. О своем вдохновении и выгорании, опыте и необходимости совершенствоваться она рассказала корреспонденту Azattyq Rýhy.

Любовь к фотографии у Айгерим Дюсенбиной зародилась еще в восьмом классе. Сегодня она занимается продвижением личного бренда, SMM, создает различный контент. Но детское увлечение – фотографию – никогда не забрасывала и продолжает развиваться в этой сфере по сей день.

«Я вдохновляюсь не только фотографами. По большей части мне больше нравится киноискусство и даже некоторая гипертрофированность визуала, которую используют режиссеры в своих фильмах. Изначально я вдохновлялась режиссерами, а уже после фотографами. Если мне понравится фильм, то я смотрю, кто режиссер и ищу другие его кинокартины, желая уловить его узнаваемый, непередаваемый стиль, чтобы понять, какие у него есть ключевые инструменты, которые он использует для того, чтобы передать свою неповторимость. Мне очень нравится азиатское кино, а если касаемо фотографов, то очень долгое время меня вдохновляла, ну и до сих пор вдохновляют украинские фотографы. Они фотографируют как-то очень правдиво, честно, используют интересные локации, используют людей в естественной среде обитания», - говорит Дюсенбина.

Девушка любит фотографировать на природе, связывать людей по контрасту, с какой-нибудь разрушенной локацией, чтобы показать через всю эту разрушаемость целостность. Изначально она фотографировала пейзажи, потому что сама природа в ее естественном состоянии и в той естественной трансформации, которую она проходит, очень сильно вдохновляет. Но позже захотелось работать с людьми, ведь они тоже творение природы. Поэтому сегодня она фотографирует в стиле Life-style, то есть, отображает стиль самого человека, а не моды.

«Ввиду какой-то эмпатичности и высокоразвитого эмоционального интеллекта, да и в целом по предрасположенности к фотографиям, изначально я выбирала только женщин. Я говорила, что мужчин  фотографировать не буду. Но сейчас у меня абсолютно нет никаких предубеждений, потому что я понимаю - эти предупреждения в моей голове. Я должна даже через фотографию выйти из каких-то ложных стереотипов, поэтому мне очень нравится работать просто в целом с людьми, в любой их гендерной принадлежности, с любыми сексуальными предпочтениями, в любом их возрасте. Мне очень нравится снимать детей. С детьми сложнее, они ведь не любят позировать. И я поняла, что мне не нравится фотографировать людей, когда они позируют. Я говорю «Прямо сейчас вы живете, меня не существует, я просто случайно вас сфотографировала», - объясняет она.

Вообще, сегодня в фотографии идет тренд – показать людей настоящими. Уже не модно использовать фотошоп и неестественность. Важно показать человека живым.

Быть фотографом – это не только нажимать на затвор камеры. Важно быть психологом, подругой, наставником, или уметь рассмешить модель в нужный момент. При этом совершенно не важно, какой камерой ты снимаешь, особенно, говорит она, начинающим фотографам точно не нужно гнаться за самыми лучшими камерами.

«Как и что делать человеку, который решил стать фотографом? Во-первых, определиться с целью: делать фото для себя, либо это хобби, либо человек хочет выйти в коммерцию и зарабатывать. Если он хочет зарабатывать, то в каком стиле он хочет делать фотографии. К примеру, в стиле fashion - это больше работа в студии, для предметной съемки достаточно полупрофессионального фотоаппарата и докупить какой-нибудь объектив к нему. Есть еще понятие китовый объектив, такой объектив, который идет стандартно с полупрофессиональными фотоаппаратами.

Сейчас стандарты подхода к фотографии изменились, то есть если раньше люди закупали кучу техники, компьютеры с большой оперативной памятью и напичканные компьютеры, которые могли вынести постобработку и передать цветопередачу, то сейчас фотограф - это тот человек, у которого есть телефон», - считает девушка.

То есть, по ее мнению, сегодня можно пройти курсы, прокачать свои навыки и делать крутые снимки на обычный телефон. Соответственно, не нужно вкладывать много денег в оборудование, камеры и объективы.

«Не обязательно, чтобы этот человек имел супер крутую камеру. Есть люди, у которых есть очень крутые камеры, но они делают не самые хорошие фотографии в отличие от тех людей, что пришли к фотографии с не очень хорошей камерой. Зато у них получаются классные снимки. Фотографии – это искусство, важно, чтобы оно эмоционально цепляло людей, которые на нее смотрят. Поэтому, если обобщенно, то фотографом можно назвать человека, который эмоционально может тронуть своей фотографией зрителя. Фотограф – это тот, который вложился морально, физически, денежно в эту профессию и тот, что хочет развиваться в этом направлении», - уверена она.

Вместе с тем, в такой работе невозможно избежать творческих и эмоциональных выгораний. В такие моменты спасают творческие съемки. Именно они дают фотографу приток сил, позволяют взглянуть на состояние со стороны и почувствовать себя живой.

«Были съемки, после которых я плакала и говорила, что я все-таки преодолела свою лень и апатию, свое нежелание куда-то выходить, придумывать. Такие съемки для меня – огромная терапия, которая помогает мне понять, что я жива, что я здесь и сейчас. И то, что я делаю, это здорово и это приносит удовольствие мне и приносит эстетическое наслаждение людям», - говорит фотограф.

Чтобы стабильно и хорошо зарабатывать, любому фотографу, да и специалисту в целом, необходимо заниматься прокачкой своего личного бренда. По мнению девушки, сегодня этот вопрос актуален как никогда. В качестве примера она приводит опыт – были времена, когда за одну съемку девушка брала пять тысяч тенге и, чтобы иметь нормальный доход, делала по 20 съемок за неделю. Но это тоже путь к выгоранию. Сегодня же она снимает не так часто, но доход совершенно другой.

«Мой совет для тех людей, которые собираются быть фотографами: пожалуйста, подумайте, стоит ли оно того. Потому что существует всем известная верхушка айсберга. Сейчас люди должны быть более мобильными. Очень важно уметь работать с личным брендом. Если вы не работаете над ним, тогда вы не заработаете деньги», - утверждает наша собеседница.

Но в то же время необходимо иметь знания, постоянно совершенствоваться и быть лучше. Это позволит не обесценивать себя и свою профессию.