Сейчас казахстанцы кремируют умерших родных в ближайшем крематории, который находится в России
Спустя 5 лет ожиданий многострадальный крематорий, наконец, будет запущен в Казахстане – стране, где подавляющее большинство населения исповедует ислам, который запрещает сожжение тел. Но с другой стороны с каждым годом растут «города мертвых» и цены на традиционные похороны, отчего проводить умершего в последний путь для многих становится весьма затратно. Найдет ли наше общество баланс в этом вопросе? Окупятся ли потраченные 1,5 миллиарда тенге с учетом религиозных убеждений казахстанцев? Как происходит кремация и сколько стоит огненное погребение, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
О необходимости крематория в Казахстане говорят уже больше 20 лет. Но с мертвой точки дело сдвинулось лишь после ковида – в 2020 был объявлен тендер, в декабре 2021 года крематорий в Алматы построили, но его открытие постоянно переносилось. И вот спустя столько времени, наконец, определилась его судьба – объект передали на баланс патологоанатомического бюро и скоро его обещают запустить.
Пока же казахстанцам, желающим кремировать умерших родственников, услуга доступна лишь за рубежом – ближайший крематорий находится в России, в Новосибирске.
«У нас заключен официальный договор с новосибирским крематорием. Если человек скончался дома, мы забираем тело на сохранение, бальзамирование, то есть проводим процедуры для подготовки транспортировки тела и прощания. Далее автотранспортом везем до Новосибирска, оформляемся в крематории, потом в забронированное время проходит кремация. В течение 1-1,5 часов полностью сгорает и гроб, и тело. Потом пепел остывает, далее проходит через грануляр – крупные кости не сгорают полностью, поэтому идет перемалывание. Затем прах засыпается в урну, опечатывается, нам предоставляют справку о кремации, и мы привозим прах родственникам», - рассказала официальный представитель новосибирского крематория в Казахстане Евгения Карпенко.
По словам нашей собеседницы, услуги самого крематория в перерасчете на нашу валюту выходят около 200 тысяч тенге. Но есть еще и сопутствующие услуги и товары – гроб, подушка, покрывало, транспортные расходы, услуги по подготовке тела.
«Все зависит от того, что выберет заказчик. В среднем, если по минимуму брать, получается 750-850 тысяч тенге – это полностью под ключ со всеми сопутствующими расходами», - пояснила Евгения Карпенко.
Однако все же в Казахстане в основном придерживаются традиционных похорон. Несмотря на то, что «города мертвых» стремительно растут, дефицита земель все же нет, говорят в компании, которая заведует кладбищами в Алматы.
«Пока проблем с захоронением на кладбищах нет. У нас имеется порядка 60 гектаров свободных земель на территории Алматы – это 9-10 действующих кладбищ. Администрация города об этом в курсе. В будущем в рамках агломерации город собирается приобретать новые земли за пределами города в областных территориях, и в том числе будут выделяться места для кладбищ. Поэтому говорить, что крематорий построили потому, что у нас не хватает земли – это не так. У нас в Казахстане столько земли», - убежден заместитель директора ТОО «Специализированный комбинат ритуальных услуг города Алматы» Эрик Давов.
Всего в Алматы 70 кладбищ, но большинство из них уже закрыты. А на свободных участках в 60 гектаров можно похоронить 100 тысяч человек – одна могила должна занимать площадь не менее 6 квадратных метров.
В Спецкомбинате также оказывают услуги по захоронению – стоимость зависит от пожеланий заказчиков.
«Для того, чтобы похоронить человека, выкопать могилу, установить плиту, оградку, у нас на предприятии это будет примерно 75 тысяч тенге в зависимости какое захоронение, выкопать – закопать обратно. Если будут использоваться бетонные плиты как на кладбище Кенсай – это 104-110 тысяч тенге. Все остальные дополнительные – оградка, памятник, временный памятник – это на конкурентном рынке люди сами выбирают. Та же оградка может стоить от 30 тысяч до 500 тысяч тенге. Там уже сами выбирают как хотят», - пояснил замдиректора Спецкомбината ритуальных услуг города Алматы Эрик Давов.
Если учитывать все расходы, то погребение может обойтись даже дороже, чем сжигание тела, поскольку здесь много сопроводительных трат: на гроб, покрывало, подушку, плиту, оградку, мазар, выкапывание могилы, венки и прочее. А кремация может позволить достойно, но более экономно проводить человека в последний путь. А после запуска крематория в Алматы услуга станет еще более доступнее по финансам, уверена Евгения Карпенко.
«Стоимость кремации в Алматы, я думаю, будет зависеть от объема обращений. Туда будет входить содержание крематория, расходы на содержание персонала, плюс нужно окупить вложенные деньги. Новосибирский крематорий, к примеру, работает круглосуточно, у них две печи, до 20 тел в сутки они кремируют. Думаю, если в алматинском крематории будет полная загрузка, то стоимость, наверное, будет в районе 150-200 тысяч тенге. Это стандартный пакет, если без зала прощания и дополнительных услуг, чисто услуги кремации – приемка, кремация и выдача праха в урне.
В целом я думаю, кремация все-таки будет дешевле – в колумбарии хранить прах намного выгоднее, чем захоронить его в землю, как сейчас это происходит. все равно выделяется земельный участок – 2,5 на 2,5 метра стандарт. В любом случае его надо будет благоустраивать, ставить памятник. А если арендовать нишу в колумбарии, то стоимость будет небольшая – там идет только гранитная плита. Их несколько этажей – это и место экономит, и денежные средства», - уверена менеджер бюро ритуальных услуг Евгения Карпенко.
«Я думаю, что кремация усопшего, получение урны с прахом и работа с ячейкой – несоизмеримо менее дорогая процедура, чем захоронение в общепринятом формате. Хочется же поставить памятник дорогой, какой-то камень, оградку сделать, благоустроить внутри оградки и постоянно ухаживать. И на все это уходит не десятки и не сотни тысяч тенге, счет идет на миллион. А люди с небольшими доходами себе это позволить не могут», - подчеркнул депутат Мажилиса Павел Казанцев.
Казахстанское общество в вопросах погребения все же остается консервативным и во многом – из-за религиозных убеждений. Духовенство выступает против кремации – в исламе сжигание тела умершего противоречит религии.
«Согласно исламскому праву, кремация усопших мусульман не допускается. Это противоречит достоинству человека. Пророк предостерегал от наказания любого существа огнем. Сожжение тела считается оскорблением и пыткой для умершего. Согласно нашему шариату, после смерти человека его тело предают земле, сжигание покойника противоречит нашей религии», - пояснили в Духовном управлении мусульман Казахстана.
Соответственно, будет ли популярен крематорий в стране, где подавляющее большинство исповедует ислам, либо объект будет отчасти простаивать? Наши спикеры, связанные с ритуальными услугами, считают, что кремация все же будет востребована.
«Здесь абсолютно не зависит от вероисповедания – мы и мусульман кремировали, и буддистов, и атеистов даже. В основном, конечно, христиане. В целом я думаю, что крематорий в Алматы будет популярен. В том числе с Узбекистана, Кыргызстана тоже будут привозить к нам. Для них будет более ближе и доступнее этот вариант в плане транспортировки. Они будут уже везти к нам, а не в Новосибирск. Сейчас в целом кремация набирает очень большую популярность в Казахстане, потому что это экологически чистый вид захоронения. Сознание людей становится более светским. Нужно ведь задумываться об экологии и будущем – земля ведь не резиновая», - отметила Евгения Карпенко.
В Спецкомбинате ритуальных услуг отметили, что сжигать можно не только тела, но и биоотходы. К ним привозят различные органы, вырезанные после хирургического вмешательства, а также мертворожденных младенцев.
«Их хоронят как обычно. Есть определенный участок на кладбище, выделенный для безродных тел и второй участок – для захоронения биологических отходов. То есть медицинские организации заранее упаковывают их по 70 килограммов на каждую могилу. И мы захораниваем это как среднестатистического человека. Для биоотходов кремация была бы целесообразнее и безопаснее, потому что неизвестно, с каких людей, при каких болезнях и при каких обстоятельствах все это вырезалось. Для соблюдения безопасности было бы проще сжигать это. Не безродные тела, а именно биологические отходы», - считает замдиректора алматинского Спецкомбината ритуальных услуг Эрик Давов.
Другие спикеры убеждены, что если не сегодня, то в ближайшем будущем наличие крематория оправдает себя. Депутат Мажилиса Павел Казанцев говорит, что наличие таких «похоронных домов» – мировой тренд, от которого никому не убежать.
«Мир становится более лаконичный, более жесткий, прагматичный. И по большому счету у людей появится выбор, как проводить своего почившего близкого в последний путь. Будет ли крематорий популярен у населения? Думаю, что нет. Но помимо этого же существуют вопросы людей без определенного места жительства, которых подбирают на улице. Их хоронят в безымянных могилах, а это занимает место. У нас в Астане есть кладбища, которые когда-то стояли на окраине, а сейчас вокруг них разрослись жилые массивы и у людей не очень комфортное сосуществование по разным причинам с этими кладбищами.
К тому же кладбища переполнены. В Астане мы сейчас новое кладбище «нарезали» и мусульманское, и православное уже за пределами города. Но город и в ту сторону растет, пройдет лет десять, и я уверен, что и то кладбище окажется в черте застройки», - говорит мажилисмен Павел Казанцев.
По его словам, кремация оправдана еще и с медицинской и гигиенической точки зрения – она исключает распространение инфекций и не требует больших участков земли.
«Проваленные могилы на старом кладбище всегда представляют опасность. А если там человек, умерший 100-150 лет назад, болел чем-то заразным? А неухоженная могила с точки зрения санитарной является определенной опасностью для населения. Можем ли мы рисковать? В этом плане стены с ячейками для урн с прахом несоизмеримо более правильны и безопасны. Они не требуют такого ухода, как могилка. Плюс ко всему кладбища «выкачивают» достаточно приличные бюджетные деньги. Это команда управленцев, рабочих, которые содержат места общего прохода, занимаются озеленением. Произошло подтопление – они его устраняют. Асфальт надо укладывать, забор нужно ремонтировать», - перечислил Казанцев.
Конечно, выбор между кремацией и традиционным захоронением – вопрос личных убеждений, веры, культуры и обстоятельств. Кто-то не представляет прощания без земли, кто-то выбирает огонь как символ очищения и завершения пути. У каждого – своя правда и свое понимание. Потому открытие крематория не ломает устои, а лишь дает возможность выбирать. Главное, чтобы «города мертвых» не вытеснили в будущем города живых.
Автор: Дана Мансур