247 человек за год: как в Казахстане спасают жертв торговли людьми
Ежегодно полиция регистрирует около 150 уголовных дел
Их заманивают обещаниями хорошей работы, достойной зарплаты и лучшей жизни. Но на деле тысячи казахстанцев оказываются в ловушке: трудовая и сексуальная эксплуатация, угрозы, насилие и полная беспомощность. Торговля людьми – это не сюжет из фильмов, а реальность, с которой сталкиваются и граждане Казахстана, и иностранцы на нашей территории. В стране сейчас активно взялись за борьбу с этим преступным бизнесом. Каковы результаты работы, скольких удалось спасти, как работает международное сотрудничество и как защищают права жертв, расскажем в материале Azattyq Rýhy.
«Люди на продажу»
Даже в XXI веке торговля людьми по-прежнему остается высокоприбыльным нелегальным бизнесом. Порой она приносит даже больше денег, чем торговля наркотиками или оружием. Казахстан – не исключение, в нашей стране так же, как и по всему миру, регистрируются такие случаи.
По данным Министерства труда и соцзащиты населения, в прошлом году выявили 247 жертв торговли людьми, среди которых 118 мужчин, 75 женщин и 54 ребенка. В их числе 114 иностранцев.
В этом году по сведениям на 1 мая зарегистрировали 58 пострадавших, среди которых 29 мужчин, 19 женщин и 10 детей. 30 из них – иностранные граждане.
Что касается регистрации уголовных дел, то в прошлом году было зарегистрировано более 200 преступлений. Значительная часть среди них связана с сексуальной эксплуатацией. Вовлечение несовершеннолетних в проституцию, торговля детьми, содержание притонов и сводничество – вкупе это составляет более 170 случаев.

Отдельной категорией стоит трудовая эксплуатация – похищения, незаконное лишение свободы и торговля людьми с целью принудительного труда. Эти преступления хоть и фиксируются реже, но часто остаются в тени.
По словам экспертов, наиболее уязвимыми категориями остаются женщины и молодые люди, особенно из социально неблагополучных семей, а также трудовые мигранты. В последние годы все чаще фиксируются случаи, когда в ловушку попадают мужчины, в основном в сфере трудовой эксплуатации.
«Чаще всего жертвами торговли людьми становятся молодые люди. Это, как правило, выпускники детских домов, люди с низким уровнем образования, имеющие зависимости или ментальные нарушения, а также выходцы из малообеспеченных семей. Преступники целенаправленно выбирают уязвимых – тех, кого, по их мнению, никто не будет искать. Таких людей легче запугать, они боятся жаловаться или просто не знают, куда обращаться за помощью. Если говорить о трудовой эксплуатации, то здесь жертвами нередко становятся взрослые – недокументированные граждане, люди, пережившие тяжелые жизненные обстоятельства. Ими тоже легко манипулировать и заставить работать против их воли.

Но важно понимать, что от торговли людьми не застрахован никто. В подобных ситуациях могут оказаться и специалисты, и люди с высоким социальным статусом. Бывает, человек едет работать за рубеж, а на месте оказывается фактически в рабстве – в криминальной структуре или трудовом картеле. Поэтому крайне важно помнить: торговля людьми не имеет четких границ по возрасту, полу или профессии. Риск существует для всех», – рассказала руководитель Центра временного проживания жертв торговли людьми Анна Рыль.
Казахстан усиливает меры против торговли людьми
Торговля людьми, безусловно, остается одной из острых проблем, затрагивающих права и достоинство человека. Однако за последние годы Казахстан значительно продвинулся в вопросах противодействия этому явлению.
«Создана и реализуется национальная стратегия, усилена работа межведомственных комиссий, проводится обучение сотрудников правоохранительных органов, судей и прокуроров. Введены нормы, усиливающие ответственность за вовлечение в трудовую и сексуальную эксплуатацию. Казахстан также последовательно выполняет международные обязательства и совершенствует законодательство», – перечислил депутат Мажилиса Марат Башимов.
По словам мажилисмена, сейчас такие преступления стали выявлять чаще, но это не значит, что их стало больше.
«Если говорить о динамике, то наблюдается тенденция к более активному выявлению фактов эксплуатации. Это связано не столько с ростом самих преступлений, сколько с повышением уровня информированности граждан и профессиональной подготовки сотрудников. Укрепляется профилактическая работа, проводятся информационные кампании, усиливается контроль за деятельностью частных агентств по трудоустройству. Органы внутренних дел, прокуратура и суды все чаще применяют современные подходы к расследованию подобных дел и защите прав потерпевших», – утверждает Марат Башимов.

К тому же эта сфера весьма изменчива – она подстраивается под новые условия и находит новые лазейки. По словам экспертов, сейчас появляются новые формы эксплуатации, о которых раньше и не задумывались.
«Положительные изменения есть, и они происходят уже не первый год. Казахстан прилагает серьезные усилия для борьбы с торговлей людьми. Многое сделано: у нас работают кризисные центры, принят закон о противодействии торговле людьми, подписанный Президентом в прошлом году. В полиции созданы специализированные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Однако, к сожалению, появляются новые вызовы. Когда-то, отвечая на вопрос, что такое торговля людьми, я говорила, что это исключительно сексуальная и трудовая эксплуатация. Другие формы нам, казалось, не грозят. Но один международный эксперт из Италии сказал тогда очень точно: торговля людьми – как вода, если есть трещина, она обязательно просочится. И действительно, это явление постоянно меняется, приобретает новые формы.
Раньше преобладала трудовая и сексуальная эксплуатация. Если говорить о сексуальной, то это были женщины, которых заставляли оказывать интимные услуги, лишали телефонов, держали под охраной в квартирах. Сейчас такой формы эксплуатации стало значительно меньше. Но появилась новая – веб-каминг. Сегодня у всех есть телефоны, и теперь это не средство контроля над жертвой, а, скорее, инструмент слежения и наблюдения», – отметила Анна Рыль.
Бороться с торговлей людьми в одиночку невозможно – слишком масштабна и международна эта проблема. Именно поэтому Казахстан выстраивает активное сотрудничество с глобальными партнерами и организациями.
«Казахстан активно сотрудничает с международными организациями, включая ООН, ОБСЕ, Международную организацию по миграции (МОМ) и другими партнерами. Совместно реализуются программы по профилактике торговли людьми, повышению квалификации сотрудников компетентных органов, обмену опытом и информацией. Большое значение имеет международное сотрудничество в расследовании транснациональных преступлений, ведь торговля людьми часто выходит за пределы одной страны», - пояснил депутат Мажилиса Марат Башимов.
По его словам, необходимо продолжать совершенствовать правовые механизмы защиты потерпевших, в том числе в части возмещения ущерба и предоставления им временного статуса. Также важно также усилить профилактику – через образование, трудовую политику и социальную поддержку уязвимых групп населения.

Поддержка и реабилитация жертв
В рабство, как правило, все попадают по одному сценарию: все начинается с вербовки – с обещаний, которые кажутся правдоподобными и заманчивыми. Люди попадают в ловушку, соглашаясь на работу, не подозревая, что окажутся в эксплуатации.
«Например, граждане Филиппин приезжают в Казахстан работать няней. Им обещают комфортные условия, а на деле забирают паспорт и заставляют работать по 14 часов в сутки и няней, и горничной одновременно. Похожие истории происходят и с нашими гражданами. Человек едет работать на ферму, ему обещают честную работу, питание, зарплату. А на деле – месяцы без оплаты, постоянные угрозы, избиения за любую попытку возмутиться. Есть и более трагичные случаи. Один мужчина продал свою почку, но так и не получил обещанных денег. В другой истории мужчина убедил женщину обменять новорожденного ребенка на автомобиль. В итоге оба оказались осуждены, а трое детей попали в детский дом. Был случай, когда полиция «накрыла» квартиру, где оказывались интимные услуги. Там нашли несовершеннолетнюю девушку, которую родители искали почти полгода. Ее удерживали насильно. Таких историй, к сожалению, очень много. И каждая из них показывает, насколько разнообразны формы торговли людьми и как легко в нее попасть», – рассказала Анна Рыль.
Для пострадавших в стране работают программы поддержки и реабилитации. Действуют 6 центров временного размещения, а в 18 регионах утверждены комиссии по противодействию торговле людьми, что позволяет организовать межведомственную работу на местах.
«В Казахстане функционируют кризисные центры и специализированные приюты, где жертвы торговли людьми получают временное жилье, медицинскую, психологическую и юридическую помощь. Государство финансирует часть этих программ, а также активно взаимодействует с неправительственными организациями и международными партнерами», – подчеркнул Марат Башимов.
В кризисном центре Анны Рыль пострадавшим помогают по всем направлениям: предоставляют временное жилье, помогают восстановить документы, оформить прописку, обеспечивают питанием. Также оказывают социальные и юридические услуги.
Но борьба с этим злом требует не только усилий государства, но и внимания каждого из нас. Важно вовремя распознать опасность, не пройти мимо чужой беды и помнить, что равнодушие – это удобная среда для преступлений. Пока одни наживаются на чужой боли, другие теряют свободу, достоинство и надежду.
Автор: Дана Мансур