Владельцам этих аппаратов теперь стоит соблюдать особую осторожность рядом с аэропортами
За, казалось бы, безобидные вещи вроде запуска дрона или свечение лазером в небо теперь можно оказаться за решеткой. За такие «развлечения» рядом с аэропортами теперь можно получить реальный срок. Все из-за того, что подобные случаи мешают пилотам управлять самолетами и создают угрозу для жизни людей. Поэтому власти решили действовать жестко – наказывать нарушителей уголовной ответственностью. Но как будут ловить создателей помех, не пострадают ли обычные любители технологий? Как часто в стране происходят такие инциденты, в каких городах чаще всего и не парализует ли это развитие беспилотных технологий, разберем вместе с экспертами в материале Azattyq Rýhy.
С развитием новых технологий дроны и лазерные указки стали доступными практически каждому. Их можно свободно купить в магазинах электроники или заказать онлайн – цены начинаются от пары тысяч тенге и доходят до нескольких миллионов. В основном их используются для съемок, развлечений, презентаций – и, казалось бы, вреда от них немного. Однако в последние годы эти устройства начали представлять реальную угрозу для авиационной безопасности.
Как сообщили в Авиационной администрации Казахстана, только за последние три года по всей стране зафиксировали 246 случаев лазерных атак на воздушные суда.
Чаще всего случаи ослепления лазерами фиксировались в Алматы, Шымкенте, Актау, Астане и Атырау. К аварийным ситуациям и крушениям это не приводило, однако лазерные лучи ослепляют экипаж, особенно при посадке – одном из самых ответственных этапов полета.
«На практике в Казахстане не зарегистрированы случаи возникновения аварийных ситуаций вследствие лазерных атак на воздушные суда. Однако данное явление может создать прямую угрозу безопасности полетов, особенно в ходе выполнения процедуры взлета или посадки. Временная потеря зрения пилотом может повлечь риск возникновения авиационного происшествия или инцидента», - подчеркнули в Авиационной администрации Казахстана.
При этом сообщений о запусках беспилотных летательных аппаратов вблизи аэропортов не было зафиксировано. Но и эти аппараты не менее опасны – они могут не только сбить с толку пилотов, но и стать причиной аварии, если произойдет столкновение. Поэтому теперь все эти действия признали не просто безобидной шалостью: с этого года за создание помех воздушным судам в Казахстане ввели уголовную ответственность. За неосторожный запуск дрона в запретной зоне или направленный в небо лазер теперь можно получить реальный тюремный срок до 10 лет.
Однако отвечать на вопрос о том, каким образом будут вычислять нарушителей и какие технологии будут для этого использоваться, в Авиационной администрации не стали. Но независимые эксперты раскрыли некоторые подробности.
Беспилотники в небе вполне способны создать угрозу для пилотируемого воздушного судна как технически, так и практически, говорит специалист по дронам Дмитрий Иванов. Оператор дрона управляет аппаратом в том же воздушном пространстве, где выполняются полеты самолетов, и это уже несет потенциальный риск.
«Любой объект вблизи взлетно-посадочной полосы – будь то птица, транспорт или дрон – становится фактором, который обязаны учитывать пилот, диспетчер и вся команда, обеспечивающая безопасность полета. Воздушное пространство должно быть абсолютно свободным, особенно на этапе взлета и посадки. Любое непредсказуемое появление объекта – это всегда риск.
Даже легкий дрон весом около 1 кг при лобовом столкновении может нанести серьезный ущерб: пробить обшивку, повредить элементы управления или даже вывести из строя двигатель. Все зависит от скорости, угла и места попадания. Я не являюсь специалистом по пилотируемой авиации, но как эксперт в беспилотниках могу точно сказать: дрон – это реальный и непредсказуемый элемент риска», - пояснил Дмитрий Иванов.
Однако важны не только размер и вес дрона, но и то, как и где он летает.
«Операторы дронов весом более 25 кг и летающие за пределами горизонта видимости могут представлять серьезную угрозу. Например, в диспетчерской зоне аэропорта, где садятся и взлетают большие самолеты. В мировой практике такие полеты в зонах аэропортов либо запрещены совсем, либо очень строго контролируются», - подчеркнул основатель сервиса безопасности полетов Андрей Патраков.
Такими дронами в основном пользуются профессионалы, поэтому наибольшую опасность для гражданской авиации все же представляют любительские дроны, когда кто-то просто хотел снять красивый вид, не подозревая о близости воздушного коридора.
«Человек, только что купивший аппарат, может из любопытства или ради красивого кадра запустить его рядом с аэродромом. Он может даже не догадываться, что нарушает правила или подвергает опасности других. Такие пользователи непредсказуемы. Они не знают процедур, не понимают, как действовать в критических ситуациях и могут неосознанно создать угрозу. Их много, и именно в этом – главная опасность», - уверен специалист по дронам Дмитрий Иванов.
Эксперт говорит, что по данным на сайте Авиационной Администрации Казахстана, в стране выдано около 1000 сертификатов. Но реальное количество активных операторов дронов – в разы больше.
«Я бы оценил минимум в 10 тысяч. Это говорит о том, что рынок растет, но большинство операторов все еще работают вне правового поля. Нам предстоит большая работа по просвещению, разъяснению процедур, обучению. В целом, рынок развивается, и интерес к профессии оператора только растет», - считает он.
В Казахстане действуют четкие правила эксплуатации беспилотных авиационных систем. Так, после покупки дрон необходимо поставить на учет. А пилот дрона должен пройти обучение и получить соответствующий сертификат по выбранной категории. Для выполнения авиационных работ требуется разрешение, а для выполнения каждого полета – согласование с органами управления воздушным движением.
«Во всех передовых странах, где регулирование применения дронов уже создано, включая Казахстан, необходимо поставить на учет свой дрон и для легальной его эксплуатации пройти обучение для получения свидетельства оператора дрона. В зависимости от уровня рисков безопасности полетов есть различные категории эксплуатации дронов, на которые нужно получать разрешения на полет. В соответствии с риск-ориентированным подходом, чем выше риски, тем больше требований по безопасности, тем сложнее получить такие разрешения. Но если вы прошли соответствующее обучение по нужной категории эксплуатации и так же на эту категорию процедуру сертификации вашего дрона, то получить разрешение на полет будет возможным», - объяснил основатель сервиса безопасности полетов Андрей Патраков.
Кроме того, по словам Дмитрия Иванова, в стране уже используются антидрон-системы. Они способны определять модель дрона, его координаты и часто – местоположение оператора. Такие технологии особенно эффективны против популярных коммерческих моделей, которые чаще всего и попадают в зону риска.
Ужесточение наказания, как считают эксперты, – необходимая мера. Ведь опытный оператор осознает степень ответственности и никогда не полетит в запретную зону. А для тех, кто игнорирует правила, должны быть предусмотрены жесткие санкции, ведь речь идет о жизни людей.
«По всему миру много случаев создания помех пилотам самолетов. Такие случаи стали фиксировать, начиная с середины 2010 годов. Например, в декабре 2018 года Лондонский аэропорт «Гатвик» накануне Рождества был закрыт из-за дронов. И такие случаи, к сожалению, происходят регулярно, что является естественным из-за увеличения распространения и применения дронов», - говорит Андрей Патраков.
Небо таким образом обезопасят, но, чтобы это не парализовало рынок дронов, важно всегда искать оптимальный баланс между безопасностью и возможностью развития беспилотников, чтобы это не привело к торможению, как это сейчас происходит в России. Но, по словам экспертов, Казахстану это не грозит.
«Ужесточение не парализует рынок. Ответственные компании и операторы продолжат работать. А вот случаи грубых нарушений, скорее всего, пойдут на спад. Главное – сопровождать это не только наказаниями, но и просвещением», - убежден Дмитрий Иванов.
А вот уйти от ответственности пилотам дронов не удастся – нынче отследить владельца беспилотника вполне возможно.
«Аэродромы уже сейчас используют радарные и оптические системы, способные фиксировать даже малые объекты. Антидрон-системы позволяют не только обнаруживать дроны, но и классифицировать их, определять координаты и, в некоторых случаях, вычислять оператора. Конечно, этот процесс только начинает внедряться, но в ближайшие годы мы увидим серьезный прогресс в этой области. Безопасность воздушного пространства – приоритет, и технологии развиваются именно в этом направлении», - пояснил специалист по дронам.
Ответственность теперь высока, а потому владельцам дронов и лазеров стоит заранее изучать карту ограниченных зон, соблюдать дистанцию от аэропортов и не направлять лучи в небо.
«Операторам дронов нужно обязательно легализоваться, зарегистрировать дрон, получить сертификат, учить новые правила и применять на практике. При этом если возникают сложности в их применении, то говорить об этом открыто и давать конструктивную обратную связь для регулятора отрасли в лице Авиационной администрации Казахстана. Насколько мне известно, АКК прислушивается к мнению отрасли и активно ведет диалог с представителями отрасли дронов для поиска конструктивных решений», - дал совет Андрей Патраков.
Все это – несложно и должно стать стандартной частью практики. Работа с дронами – это не игрушка, а инструмент, требующий ответственности. В противном случае за неосторожное «развлечение» можно расплатиться свободой.
Автор: Дана Мансур