Субботники, избирательные кампании и даже оформление городских ёлок – будни учителя широкого профиля
В Казахстане действует Закон «О статусе педагога», цель которого не только финансовое поощрение, но и правовая защита учителей от давления и принудительного труда вне профессиональных обязанностей. Однако педагогов продолжают привлекать к общественным и хозяйственным работам, несмотря на прямой законодательный запрет. Вопиющие случаи, когда учитель получил травмы при установке городской ёлки, доказывают, что на местах закон просто игнорируют. Почему это происходит, кто виноват и можно ли исправить ситуацию, читайте в материале Azattyq Rýhy.
В канун нового года в Семее начались праздничные приготовления: оформление главной городской площади, установка ёлки. Однако вместо подрядчиков к монтажу конструкции привлекли учителей. Для многих педагогов участие в «благоустройстве» стало очередной формальностью. Выяснилось, что новогоднюю елку купили за 25 млн тенге, однако денег на монтаж и установку не выделили. Но в этот раз случилась трагедия – один из учителей сорвался с высоты и получил травмы.
Инцидент вызвал общественный резонанс. В Управлении образования области Абай начали служебную проверку. По её итогам был уволен руководитель городского отдела образования, директорам двух школ объявили выговоры. Позже стало известно, что заместитель акима Семея признан подозреваемым в деле.
Несмотря на действующий Закон «О статусе педагога», который прямо запрещает привлекать учителей к несвойственным функциям, подобные истории повторяются регулярно. Он направлен на защиту прав педагогов, снижение нагрузки, а также запрещает привлекать их к нехарактерной работе.
Несмотря на это, периодически появляются случаи, когда местные органы нарушают положения закона. Вот некоторые типичные и резонансные примеры.
В прежние времена статус учителя был почти священным. Их уважали, к их мнению прислушивались, их авторитет был непререкаем. Учителя олицетворяли знания, воспитание, моральную силу.
Но с переходом к рыночным отношениям началось разрушение и символического, и материального фундамента профессии. Заработные платы упали, нагрузка возросла, а уважение общества стало исчезать. Учителей начали воспринимать как «обслуживающий персонал» системы образования: легко заменимых, незащищённых, доступных для любых распоряжений.
Сегодня казахстанскому педагогу приходится не только выполнять прямые обязанности, но и постоянно напоминать, что он не должен участвовать в агитации, оформлении мероприятий, покраске бордюров, чистке снега и установке городских конструкций.
Именно поэтому в 2019 году в Казахстане был принят Закон «О статусе педагога». Он должен был восстановить утраченное уважение и защитить учителей от давления.
По информации Министерства просвещения, с 2020 года, согласно поручению главы государства, заработная плата педагогов была увеличена в два раза. В сентябре 2023 года дополнительное повышение на 30% получили воспитатели дошкольных организаций, а также доплату на 30-35% педагоги организаций технического и профессионального образования, привлеченные с производства.
После принятия Закона «О статусе педагога» размер зарплаты учителей стал зависеть от нескольких факторов, включая уровень образования, квалификации (мастер, исследователь, эксперт, модератор), стаж, объем нагрузки, а также дополнительные выплаты за условия труда, академическую степень (10 МРП), наставничество и внеурочные спортивные занятия (100% от базового должностного оклада).
Так, педагоги с разными квалификационными категориями получают надбавки:
«Особое внимание уделяется сельским педагогам – их зарплата выше минимум на 25% по сравнению с городскими коллегами. Кроме того, Казахстан – одна из немногих стран, в которых есть практика поощрения педагогов за достижения в области образования, подготовку призеров олимпиад и получение государственных наград. В 2024 году 89 педагогов стали лауреатами государственных премий, размер которых составил 3,6 млн тенге. Среди награжденных – Герои труда, Заслуженные учителя Казахстана, победители конкурса «Лучший педагог», – говорится в сообщении ведомства.
Так, за последние пять лет в Казахстане сделали значительные шаги в сторону повышения статуса и финансового благосостояния педагогов, обеспечив не только рост базовой заработной платы, но и систему надбавок и стимулирующих выплат.
Но, несмотря на это, пренебрежение статусом педагога остается актуальной проблемой, признали в Министерстве просвещения.
«За пять лет действия закона отмечается динамика снижения количества нарушений прав учителей в 7 раз, в том числе привлечения к несвойственным видам работы значительно сократилось. Основные нарушители – руководители организаций образования и местные исполнительные органы», – сообщили в ведомстве.
Одного закона недостаточно, нужна активная позиция всех сторон. Такую позицию выразил депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT», в прошлом министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.
«Есть Закон «О статусе педагога». Он принят, есть административная ответственность. Теперь, чтобы закон работал, – это зависит от уполномоченных органов, от Министерства внутренних дел и его комитетов. Второе – от профсоюзов, третье – от самих учителей, прокуратуры и других органов. То есть сами учителя, в том числе, я всегда призывал наших коллег, чтобы они также без страха могли обращаться и требовать соблюдения своих прав», – сказал он в беседе с Azattyq Rýhy.
Аймагамбетов напомнил, что в бытность главой Минобразования привлекал к ответственности сотни нарушителей. Так, депутаты Мажилиса подготовили поправки, которые призваны усилить ответственность.
«Когда первый раз нарушаются права, выдают предупреждение административное. Поэтому мы хотим убрать предупреждение, чтобы сразу был штраф. Вот это то, что мы сейчас, какую поправку мы дали и здесь мы работаем», – добавил депутат.
Но главный вопрос звучит так: почему в современном обществе приходится напоминать о правах учителя, человека, обучающего, воспитывающего и направляющего поколения, через статью закона?! Разве педагоги – это не те люди, кто формирует мышление нации?! Разве не они стоят у истоков любой профессии?! И если государство официально признаёт эту роль, увеличивает зарплаты, выдаёт премии, то почему на местах продолжают игнорировать суть закона?!
Сегодня педагог – не просто преподаватель, он и психолог, и наставник, и социальный работник. В условиях постоянных реформ, изменений программ, цифровизации учитель и так перегружен.
Случай в Семее не просто нарушение закона – это показатель более глубокой проблемы, утраты уважения к роли учителя в обществе. Пока в Казахстане не появится культура, где уважение к учителю не требование закона, а принцип, этот закон не будет работать как ожидается.