Учитель не равно рабочая сила: почему в Казахстане игнорируют закон о статусе педагога?
Субботники, избирательные кампании и даже оформление городских ёлок – будни учителя широкого профиля

В Казахстане действует Закон «О статусе педагога», цель которого не только финансовое поощрение, но и правовая защита учителей от давления и принудительного труда вне профессиональных обязанностей. Однако педагогов продолжают привлекать к общественным и хозяйственным работам, несмотря на прямой законодательный запрет. Вопиющие случаи, когда учитель получил травмы при установке городской ёлки, доказывают, что на местах закон просто игнорируют. Почему это происходит, кто виноват и можно ли исправить ситуацию, читайте в материале Azattyq Rýhy.
Трагедия на фоне новогодней елки
В канун нового года в Семее начались праздничные приготовления: оформление главной городской площади, установка ёлки. Однако вместо подрядчиков к монтажу конструкции привлекли учителей. Для многих педагогов участие в «благоустройстве» стало очередной формальностью. Выяснилось, что новогоднюю елку купили за 25 млн тенге, однако денег на монтаж и установку не выделили. Но в этот раз случилась трагедия – один из учителей сорвался с высоты и получил травмы.
Инцидент вызвал общественный резонанс. В Управлении образования области Абай начали служебную проверку. По её итогам был уволен руководитель городского отдела образования, директорам двух школ объявили выговоры. Позже стало известно, что заместитель акима Семея признан подозреваемым в деле.
Это не частный случай, а диагноз системы
Несмотря на действующий Закон «О статусе педагога», который прямо запрещает привлекать учителей к несвойственным функциям, подобные истории повторяются регулярно. Он направлен на защиту прав педагогов, снижение нагрузки, а также запрещает привлекать их к нехарактерной работе.
Несмотря на это, периодически появляются случаи, когда местные органы нарушают положения закона. Вот некоторые типичные и резонансные примеры.
- Учителей продолжают вызывать на уборку улиц, покраску бордюров, посадку деревьев и прочие работы по благоустройству. К примеру, в 2021 году в ряде школ Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областей учителя жаловались на обязательные субботники. В Актау педагоги были вынуждены участвовать в уборке пляжа, хотя это противоречит закону.
- Учителей иногда назначают членами избирательных комиссий или просят помогать с организацией выборов, хотя это должно быть добровольно и оплачиваться отдельно. В 2022 году в соцсетях появлялись жалобы от учителей, которых заставляли участвовать в избирательных мероприятиях, особенно в сельских школах. Министерство образования давало разъяснения, что это противозаконно, но на местах давление сохранялось.
- Руководство школ или акиматы поручают учителям обойти дома и собирать данные или агитировать за участие в акциях. В 2021 году в Восточно-Казахстанской области педагогов массово привлекли к проведению переписи населения. После огласки в СМИ Минобразования официально осудило такую практику.
- Или же учителей заставляют подписываться на газеты, сдавать деньги на мероприятия или даже продавать билеты на концерты. Были зафиксированы случаи, когда учителей обязывали подписываться на районные газеты. В соцсетях педагоги жаловались, что их заставляют участвовать в сборах средств на праздники или покупать билеты.
- Даже после жалоб учителей, местные органы часто дают формальные ответы, а педагоги боятся подавать официальные заявления из-за возможного давления со стороны администрации школ.
- Стоит ли упоминать случай, произошедший в мае 2025 года. Ученика Назарбаев Интеллектуальной школы отчислили за то, что он в грубой форме оскорбил учителя после того, как она забрала у него телефон во время выпускных экзаменов. Тогда мало кто задумался об этической стороне инцидента – о том, что ученик позволил себе нецензурные высказывания в адрес педагога, – и больше переживали, что одиннадцатиклассник может остаться без аттестата, так как его, возможно, оставят на второй год.
От уважения к пренебрежению: как менялся образ учителя
В прежние времена статус учителя был почти священным. Их уважали, к их мнению прислушивались, их авторитет был непререкаем. Учителя олицетворяли знания, воспитание, моральную силу.
Но с переходом к рыночным отношениям началось разрушение и символического, и материального фундамента профессии. Заработные платы упали, нагрузка возросла, а уважение общества стало исчезать. Учителей начали воспринимать как «обслуживающий персонал» системы образования: легко заменимых, незащищённых, доступных для любых распоряжений.
Сегодня казахстанскому педагогу приходится не только выполнять прямые обязанности, но и постоянно напоминать, что он не должен участвовать в агитации, оформлении мероприятий, покраске бордюров, чистке снега и установке городских конструкций.
Именно поэтому в 2019 году в Казахстане был принят Закон «О статусе педагога». Он должен был восстановить утраченное уважение и защитить учителей от давления.
Как изменились зарплаты и статус педагогов с принятием закона
По информации Министерства просвещения, с 2020 года, согласно поручению главы государства, заработная плата педагогов была увеличена в два раза. В сентябре 2023 года дополнительное повышение на 30% получили воспитатели дошкольных организаций, а также доплату на 30-35% педагоги организаций технического и профессионального образования, привлеченные с производства.
После принятия Закона «О статусе педагога» размер зарплаты учителей стал зависеть от нескольких факторов, включая уровень образования, квалификации (мастер, исследователь, эксперт, модератор), стаж, объем нагрузки, а также дополнительные выплаты за условия труда, академическую степень (10 МРП), наставничество и внеурочные спортивные занятия (100% от базового должностного оклада).
Так, педагоги с разными квалификационными категориями получают надбавки:
- педагог-мастер – 50%,
- педагог-исследователь – 40%,
- педагог-эксперт – 35%,
- педагог-модератор – 30%.
«Особое внимание уделяется сельским педагогам – их зарплата выше минимум на 25% по сравнению с городскими коллегами. Кроме того, Казахстан – одна из немногих стран, в которых есть практика поощрения педагогов за достижения в области образования, подготовку призеров олимпиад и получение государственных наград. В 2024 году 89 педагогов стали лауреатами государственных премий, размер которых составил 3,6 млн тенге. Среди награжденных – Герои труда, Заслуженные учителя Казахстана, победители конкурса «Лучший педагог», – говорится в сообщении ведомства.
Так, за последние пять лет в Казахстане сделали значительные шаги в сторону повышения статуса и финансового благосостояния педагогов, обеспечив не только рост базовой заработной платы, но и систему надбавок и стимулирующих выплат.
Но, несмотря на это, пренебрежение статусом педагога остается актуальной проблемой, признали в Министерстве просвещения.
«За пять лет действия закона отмечается динамика снижения количества нарушений прав учителей в 7 раз, в том числе привлечения к несвойственным видам работы значительно сократилось. Основные нарушители – руководители организаций образования и местные исполнительные органы», – сообщили в ведомстве.
«За нарушение закона сразу штраф» – депутат Аймагамбетов
Одного закона недостаточно, нужна активная позиция всех сторон. Такую позицию выразил депутат Мажилиса, член фракции партии «AMANAT», в прошлом министр образования и науки Асхат Аймагамбетов.
«Есть Закон «О статусе педагога». Он принят, есть административная ответственность. Теперь, чтобы закон работал, – это зависит от уполномоченных органов, от Министерства внутренних дел и его комитетов. Второе – от профсоюзов, третье – от самих учителей, прокуратуры и других органов. То есть сами учителя, в том числе, я всегда призывал наших коллег, чтобы они также без страха могли обращаться и требовать соблюдения своих прав», – сказал он в беседе с Azattyq Rýhy.
Аймагамбетов напомнил, что в бытность главой Минобразования привлекал к ответственности сотни нарушителей. Так, депутаты Мажилиса подготовили поправки, которые призваны усилить ответственность.
«Когда первый раз нарушаются права, выдают предупреждение административное. Поэтому мы хотим убрать предупреждение, чтобы сразу был штраф. Вот это то, что мы сейчас, какую поправку мы дали и здесь мы работаем», – добавил депутат.
Где мораль, если приходится ссылаться на закон?
Но главный вопрос звучит так: почему в современном обществе приходится напоминать о правах учителя, человека, обучающего, воспитывающего и направляющего поколения, через статью закона?! Разве педагоги – это не те люди, кто формирует мышление нации?! Разве не они стоят у истоков любой профессии?! И если государство официально признаёт эту роль, увеличивает зарплаты, выдаёт премии, то почему на местах продолжают игнорировать суть закона?!
Сегодня педагог – не просто преподаватель, он и психолог, и наставник, и социальный работник. В условиях постоянных реформ, изменений программ, цифровизации учитель и так перегружен.
Случай в Семее не просто нарушение закона – это показатель более глубокой проблемы, утраты уважения к роли учителя в обществе. Пока в Казахстане не появится культура, где уважение к учителю не требование закона, а принцип, этот закон не будет работать как ожидается.