Советами поделилась семейный психолог
Век экранов, мгновенной информации и коротких роликов привел к новой форме зависимости - цифровой зависимости у детей. Сегодня некоторые казахстанцы сталкиваются с тем, что их детям интереснее экран телефона, чем прогулка во дворе или разговор за ужином. О том, как распознать тревожные сигналы, где проходит граница между интересом и зависимостью, а главное - что делать, рассказала Azattyq Ryhy семейный и детский психолог Айсулу Калаганова.
Цифровая зависимость у детей - это состояние, при котором у ребенка формируется неконтролируемая тяга к гаджетам, объясняет специалист. По ее словам, ребенок теряет интерес к живому общению, становится раздражительным и даже агрессивным, если отобрать устройство.
«Такие дети начинают предпочитать виртуальный мир всему остальному -родителям, друзьям, даже прогулкам», - пояснила в интервью Айсулу Калаганова.
Среди первых тревожных признаков:
Как объясняет психолог, современные платформы - TikTok, YouTube Shorts, Reels - приучают мозг к быстрой смене стимулов.
«Дети и взрослые тоже теряют способность сосредотачиваться. Мозг требует новую дозу информации каждые 5-10 секунд. В результате дети начинают перематывать даже мультфильмы или обычные видео, не досматривая до конца. Они теряют навык ждать - и в быту, и в обучении», - объяснила проблему спикер.
Читайте также: Что смотрит ваш ребенок? Контроль за детским контентом усилят в Казахстане
Более того, как она уверяет, видеоконтент нередко формирует искаженные представления о красоте, успехе и нормальности. Дети до 10 лет особенно уязвимы к глянцевым, но нереалистичным образам, которые транслируют блогеры.
Кроме того, имеется факт и агрессивного поведения. А это частый повод для тревоги. Но, как подчеркивает эксперт, гаджеты - не единственная причина. Важно учитывать обстановку в семье и возможные неврологические особенности ребенка, такие как СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
«Если у ребенка здоровая среда, нет диагноза, но при этом он ведет себя агрессивно и потребляет много агрессивного контента - тогда, да, это может быть следствием просмотра неподходящих видео или игр. о3 лет мои дети вообще не пользовались гаджетами. Сейчас им 7 и 9, и даже сейчас - в учебное время - они получают максимум 30 минут в день. Летом - 2-3 часа, и то с системой «поощрения»: время на гаджеты добавляется за чтение книг, физическую активность и домашние дела», - поделилась личным опытом эксперт.
Такой подход, как объясняет она, не про запреты, а про осознанное распределение времени, где дети учатся зарабатывать свое «экранное время».
«Дети - наше зеркало. Если мы сами проводим часы в телефонах, нельзя ждать от ребенка другого поведения», - объяснила она.
Альтернатива гаджетам:
Главное, по словам эксперта, дать ребенку почувствовать, что он интересен родителям:
«Когда ребенок чувствует себя нужным, интересным, важным, экран перестает быть центром его мира», - утверждает специалист.
Цифровой мир - это не зло само по себе. Он дает возможности, но требует зрелого сопровождения. Родительская внимательность, вовлеченность и личный пример, как уверяет собеседница, вот что помогает детям не потеряться в потоке клипов и лайков, а вырасти в настоящем, а не виртуальном мире.