Косшы может затопить канализационными отходами: при чем тут рыба в ресторанах и Стивен Хокинг?
По словам эксперта, проблемы накапливались десятилетиями из-за неправильного проектирования, нехватки кадров и недостаточного финансирования

Уже более пяти лет жители близ пригорода Астаны задыхаются от невыносимого запаха канализации. Канализационно-очистные сооружения (КОС) в Косшы устарели. Но и не только там. Как рассказал корреспонденту Azattyq Ryhy директор ТОО «Научно-технологический центр воды» Александр Рейбандт критическая ситуация с КОСами наблюдается во многих городах Казахстана. И если проблему не начнут решать прямо сейчас – все может обернуться необратимыми последствиями.
В Косшы не меняется ситуация много лет
Александр Рейбандт рассказал, что вместе со своей командой посетил Косшы и ужаснулся. Тогда их заверили, что КОС не работает официально по причине перебитого кабеля — электричество не поступает.
«Рядом была свалка какая-то. КОСы на тот момент не работали. Как нам сказали, еще за два года до этого они тоже не работали. Когда КОС не работает, вода идет без биологической очистки, вся она просто проходит и куда-то дальше сливается. Они начали сливать рядом, потому что когда мы ехали, то увидели огромное разлитое озеро. Я ничего нового не скажу, но в прошлом году и позапрошлом, когда были паводки, были видео, как это все разливалось по улицам. Поэтому запахи в Астане частично их заслуга: все рядом и в больших объемах», — поделился директор Научно-технологического центра воды.
Как объясняет эксперт, есть накопители, есть мощности «Астана Су Арнасы», куда можно было бы сливать канализационные стоки.
«Но они решают задачу так, как могут, исходя из подручных средств и ресурсов. В одном Косшы вроде бы около 17 перекачивающих насосных станций. Так как город сначала был маленький, потом рос, все лепилось одно на другое. Новые мощности компенсировали установкой дополнительных насосов и станций», — отметил Александр Рейбандт.
«Возможно, это «болезнь» по всему Казахстану»
Такая же ситуация наблюдается и в Петропавловске, говорит директор Центра.
«У нас есть Бишкуль — 12 км. Там есть общие очистные, которые тоже никак не работают. Есть озеро, куда все сливают. Проблема не решается для людей. Местные исполнительные органы решают ее так: мы делаем проектно-сметную документацию (ПСД), корректируем ПСД, корректируем корректировки ПСД, время идет и ничего не происходит. Построить очистные сооружения в каком-то маленьком селе, взять на себя ответственность, а вдруг они завтра не заработают? Поэтому, конечно, лучше писать ПСД. Возможно, это «болезнь» по всему Казахстану. У АО «Казцентр ЖКХ» есть список водоканалов по стране, где видна степень износа —где 5%, где 10%, где 90%, а где 100%», — пояснил спикер.
Александр Рейбандт заверил, что есть КОСы с износом в 5%, а есть с 90%, что достигает критического уровня. Собеседник отмечает, что накопленная годами проблема существует во многих пригородах.
«До 15 тысяч человек население – в принципе экономически невыгодно строить очистные сооружения. Никто раньше не строил и сейчас никто не строит. Косшы разросся до какого-то определенного количества населения и решили строить, а до этого не было смысла. У нас по области в СКО десятки таких случаев, где в принципе ничего нет, и никто никогда не построит. Есть наша технология, которая позволяет решать такие проблемы дешевле», — отметил Александр Рейбандт.
Многие КОСы стали «памятниками архитектуры»
Со слов эксперта, по данным из открытых источников, за 30 лет строилось и запускалось много КОСов, но среди них мало работающих, и многие стали «памятниками архитектуры», а причиной послужил — дефицит кадров.
«Проектируют неправильно, строят плохо, запускать некому. Даже если КОС заработает – обслуживать его некому. Но есть и хорошие новости: Шымкентский водоканал впереди всей Центральной Азии. Руководитель их сделал в прошлом году учебник для работников КОС на казахском языке. Раньше такого не было», — подчеркнул положительные моменты Александр Рейбандт.
Грязная вода доведет нас до отказа мышц
Эксперты давно бьют тревогу. Как уверяет Александр Рейбандт, если в стране не начнут строить и приводить в порядок КОСы, казахстанцы столкнутся с серьезными проблемами здоровья.
«Есть кишечные заболевания из-за попадания воды в грунтовые воды. Все это не изолировано. Может попасть в поля, в колодцы и вызвать вспышку кишечных заболеваний. Это в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной - это отравленная вода, которая находится рядом с нами. Есть рыба в загрязненных водоемах, которую потом везут в рестораны Астаны, Костаная, Кокшетау. Но никто на это особо не обращает внимание», — рапортует эксперт.
В том числе есть проблема цианобактерий — сине-зеленых водорослей. Самый яркий пример — Стивен Хокинг, который искупался в водоеме с такими водорослями, получил заболевание Шарко (в западной классификации — болезнь Лу-Герига), добавил Александр Рейбандт.
«Это страшная болезнь, когда отказывают мышцы одна за другой. Последними отказывают мышцы дыхания, а мозг остается ясным. Когда КОСы сбрасывают воду с фосфатами, нитратами, азотом — это отличная пища для сине-зеленых водорослей. Они разрастаются, и выделяют цианотоксины. Нас пока спасает масштаб страны: много воды, цианотоксины в маленьких дозах. Но каждый год водорослей больше. Проблема в том, что технологии очистки воды от цианотоксинов в больших масштабах нет. В будущем это будет проблемой. Пока же у нас еще есть ресурс, что-то еще работает и КОСы еще не до конца выработали свой ресурс», — заключил спикер.