Помпезные торжества давно стали обыденной частью жизни в Казахстане
Традиции и обычаи нынче обходятся казахстанцам очень дорого. Празднование свадеб, узату (проводы невесты), сватовства, детских мероприятий вроде тусаукесера (перерезание пут) приняло состязательный характер. Организаторы торжества нередко извращаются, пытаясь впечатлить гостей и блеснуть богатством: разделывают на тое акулу, въезжают в ресторан на престижных джипах и лимузинах или верхом на лошадях, подают торты стоимостью в несколько сотен тысяч долларов. Всего и не перечесть. Причем подобные пышные мероприятия устраивают те, кому это не по карману. Поэтому довольно многие пары начинают семейную жизнь с долгов, поскольку вся эта роскошь организуется в кредит. Однако было ли так всегда? Праздновали ли наши предки все эти события так же помпезно или традиции в современное время серьезно исказились? Каковы причины нынешнего расточительства, разберем в материале Azattyq Rýhy.
Практически каждый казахстанец хоть раз в своей жизни сталкивается с тем, что необходимо провести какое-то мероприятие как минимум на 100 гостей. Поводов и традиций для их проведения немало: это свадьбы, проводы невесты, беташар (обряд знакомства невесты с родней супруга), сватовство, рождение детей, перерезание пут, юбилеи и так далее. Однако мало кто может позволить себе такое торжество без лишней нагрузки на бюджет. Поэтому зачастую казахстанцы прибегают к кредитам. Поэтому довольно много мероприятий в стране проводится в долг.
По данным Первого кредитного бюро на 1 февраля этого года, казахстанцы задолжали банкам больше 24 трлн тенге, внушительная сумма из них – это потребительские беззалоговые займы. Сколько же из этой суммы заемщики потратили на проведение тоев, неизвестно, поскольку никто такой статистики не ведет.
Однако сомневаться в том, что казахстанцы проводят мероприятия в долг, не приходится. Наверняка у каждого из нас есть в окружении люди, сделавшие той в кредит.
«У меня была история лет 10 назад. Родители провели сыну свадьбу в кредит, взяли 5 млн тенге. В семье на тот момент проживало 7 человек, из них работали только два и совокупный доход был у них 2 миллиона тенге в год на семерых. А кредит они взяли на пять миллионов, чтобы прокутить за вечер. И начались после тоя семейные скандалы. Тут не важно чей это знакомый, поскольку на сегодняшний день это типичная ситуация в нашем обществе», - считает писатель, основатель книжного издательства AmalBooks Бахытжан Бухарбай.
Наш собеседник считает, что это нерациональное решение, которое может подорвать основу семьи. Яркий тому пример – блогер Женис Омаров, более известный под псевдонимом Zheka Fatbelly. Недавно он признался, что сделал роскошную свадьбу в долг и выплатил его спустя год и два месяца. Причем чтобы закрыть его, ему пришлось продать квартиру. По словам его супруги, все это время он не мог нормально спать и есть. Напомним, той запомнился казахстанцам тем, что блогер с супругой выплыли к гостям в ресторане на лодке под выступление певца Молданазара.
Как сказал сам блогер, он решил провести свадьбу на широкую ногу, чтобы показаться достойным в начале семейной жизни. Однако это ничто другое, как просто пускание пыли в глаза. Желание удивить и впечатлить родственников уже стало тенденцией. Люди на тоях заказывают шоу с разделкой акулы, подачей огромного торта за несколько сотен тысяч долларов, раздают гостям тойбастар (подарки гостям в знак благодарности) в виде золотых украшений, раскидывают шашу из долларов. Как бы печально это ни звучало, но сейчас сакральные и душевные праздники попросту свелись к той-бизнесу. Одни задают планку, другие стараются не отстать. Так национальные традиции приняли состязательный характер.
«Это целая индустрия той-бизнеса. Доходит до абсурда: на вертолете прилетают, заезжают в ресторан на разных животных, даже краснокнижных животных эксплуатируют. На лимузинах заезжают на той. Для этого тойхану строят так, чтобы можно было заезжать на машине в зал.
Фраза «Қазақтын тойы бітпесін» (в переводе «Пусть не заканчиваются казахские праздники»), которая из каждого утюга звучит – эта фраза придумана тамадами, для которых это способ заработка, бизнес. Сейчас начали проводить совсем небывалые вещи, по каждому поводу происходит безумие. Например, тұсаукесер (разрезание пут) раньше праздновалось скромно, сейчас же приглашают на это мероприятие 500 человек. Зачем? Это же семейные праздники. Сейчас если ребенок пошел в школу – той, ребенок произнес первое слово – той. В юго-западной части страны в неделю бывает по 2-3 тоя, а зарплата там 250-300 тысяч тенге. Мне кажется, скоро люди будут ходить на тои в кредит», - подчеркивает Бахытжан Бухарбай.
Однако было ли так всегда – праздновали ли наши предки все эти события так же роскошно и у нас это просто осталось в крови? Или нынешние времена серьезно исказили смысл и цели праздников?
Доктор исторических наук, профессор кафедры археологии, этнологии и музеологии исторического факультета КазНУ имени аль-Фараби Аманжол Калыш рассказывает, что раньше знатные богачи роднились со знатными, бедняки с бедняками, кочевники или оседлые земледельцы средней руки – со своими.
«Богатые хотели блеснуть своими одноаульчанам, родственникам, родичам, показать, какие они богатые: какую они свадьбу сделали, какой подарок родителям невесты отдали и что получили. Для казахов как для кочевого народа мерилом был скот и главным образом лошади. За невесту могли отдать табун. Обычно это 17 кобылиц и один жеребец. Могли от 17 до 57 голов отдать. Не каждый мог это позволить, к тому же еще разменивались свадебными подарками. Поэтому ясное дело, что бедняцкая часть не могла это потянуть», - говорит доктор исторических наук.
Богачи могли сразу отдать искомое количество свадебного подарка. На эти деньги сторона невесты готовила ей приданое и подарки будущим сватам.
«У бедняков тоже было сватовство, и они могли договориться, чтобы больших расходов не было, но могли помочь им близкие родственники – весь их род. Либо могли растянуть эти подарки на год-два, поскольку не могли набрать сразу табун. И когда первую часть вносят, жених имел право посетить свою невесту. А когда калым был оплачен окончательно, жених мог жениться. Также было добровольное умыкание невесты, когда одна из сторон не может потянуть свадебные расходы», - пояснил Аманжол Калыш.
Это то, что касается наших предков. Если переходить к недавнему периоду времени, по словам историка, во времена горбачевской перестройки началось особенно сильное расслоение общества. А когда мы добились независимости и так называемой рыночной экономики, появились олигархи и случился очень большой разрыв между богатыми и бедными. Но и тех, и других объединяло желание праздновать, ведь это то, чего наши предки добивались очень долго.
«Для состоятельных никаких проблем при проведении тоев не было. Они это возрождали, могли сделать свадьбу на 300-400 человек, одевали сватов: женщинам могли купить золотые кольца, бриллианты матери невесты или матери жениха, бабушке невесты и бабушке жениха, сестрам. А те, у которых такой возможности нет, хотят соблюсти традиции и берут в банках кредит, делают той на 300-400 человек, считая, что им вернут расходы. Но ничего подобного, эти расходы никогда не оправдаются. Потому что когда свадьбы делают состоятельные, то гостям отдать 500 долларов в качестве подарка – не проблема. А что понесет, к примеру, пенсионер? 5-10 тысяч тенге и не оправдает даже место за себя в ресторане.
А сейчас в Алматы в ресторанах одно место в среднем стоит 25-30 тысяч тенге. Выходит, той на сто человек обойдется в 3 миллиона, а на 300 человек – уже 10 миллионов. А ведь еще нужны подарки. И тут семья несет убытки. У казахов есть поговорка: смотри на свое положение финансовое и материальное – не надо равняться на тех, кто может это сделать», - подчеркнул профессор.
Доктор исторических наук считает, что традиции у казахского народа красивые и нужные, вот только многие стали расточительно относиться к ним.
«Празднование на широкую ногу было и тогда, и сейчас есть. Просто тогда богатые знали, что они богатые, а бедные знали, что они бедные и такого расточительства не было. Для богача – не проблема отдать табун лошадей или провести роскошный той. А сейчас те, кто не может себе этого позволить, берет в долг и проводит той, заказывает ресторан на 300-400 человек и несет очень большие расходы. Здесь каждая семья должна исходить из своих возможностей. Но сейчас люди не хотят отставать. Это превратилось в конкуренцию», - убежден Аманжол Калыш.
Проблема заключается в том, что праздники превратились в предмет соперничества – у кого будет лучше, красивее, дороже и пышнее. Вдобавок менталитет: так уж повелось в нашей стране, что если кого-то не позвали, не накормили, напоили и не одарили подарками, то это считается позором. Однако как говорят эксперты, обществу пора возвращаться к исконным целям традиций и исходить из своих возможностей.
«Я считаю, что не надо проводить мероприятия слишком помпезно. У нас в южном Казахстане 700-800 человек зовут на свадьбу. Там тамада ничего не может, не запоминает кто где сидит. Там никто за тобой не смотрит и себя не очень хорошо чувствуешь. Но если не позовут, то могут обидеться: мы что нищие, мы бы что-нибудь принесли, внесли свою лепту. Поэтому надо исходить из возможностей: можешь – делай, не можешь – не делай. А традиции – это очень хорошо», - считает доктор исторических наук.
Молодое поколение сейчас хоть и осуждает проведение грандиозных тоев, но отказаться не может – это не позволяют сделать многочисленные родственники и общественное давление. Конечно, очень важно чтить традиции и следовать им, однако сейчас важно прекратить эту гонку понтов.
Автор: Дана Мансур