$ 503.61  524.96  5.58
РУС
×
Информационная продукция данного сетевого ресурса предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше.
14.02.2025, 16:13
Авторы

Такси на аэромобилях в Казахстане: хайп или реальность?

Эксперты настроены скептически касательно задумки чиновников

Такси на аэромобилях в Казахстане: хайп или реальность?
Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото freepik.com, istockphoto.com

Чего у казахстанских чиновников не отнять – так это составление наполеоновских планов. Очередная грандиозная идея на этот раз поступила от Министерства транспорта, которое задумало запустить в стране аэромобили. Министр транспорта Марат Карабаев даже обозначили сроки - в первой половине следующего года казахстанцы смогут пользоваться пассажирскими перевозками на водородных аэромобилях. Правда законодательной базы для нового вида транспорта в стране нет, воздушное пространство к таким полетам не готово, к тому же есть ли специалисты, которые осилят управление этими аппаратами? В итоге смогут ли чиновники претворить в жизнь свою идею или же это очередной хайп с их стороны, разберем в материале Azattyq Rýhy.

Воздушное такси

В планах Минтранспорта – чтобы летающий транспорт курсировал между Алматы и городом Алатау в Алматинской области. В случае успеха, передвигаться на аэромобилях смогут и жители других регионов.

По словам министра, сами аэромобили представляют собой компактные летательные аппараты на водородном топливе, которые могут вместить до 5 пассажиров.

«Есть разные разработки, но если говорить усредненно, то эта конструкция похожа на автомобиль, которая передвигается по воздуху благодаря винтам и может вертикально взлетать, вертикально садиться. Чем-то похоже на вертолет, но менее шумное, более мобильное и более легкая и маневренная конструкция», - пояснил автоэксперт Виктор Марсаков.

Уже в этом году аэромобили планируют протестировать в Казахстане, как сообщили чиновники, это летательные аппараты американского производства.

Однако казахстанцы полны скептицизма на счет появления аэротакси, ведь такие технологии не внедрили даже в прогрессивных странах. В соцсетях пользователи не просто критикуют, а даже высмеивают эту задумку.

Однако обольщаться казахстанцам все же не придется. Даже если аэромобили запустят, то большинству граждан они будут просто не по карману. Летающее такси станет удовольствием лишь для состоятельных людей.

«Я допускаю, что есть обеспеченная категория людей. А учитывая нашу тягу показать что-то новое, сверкнуть этим, похвастаться, то вполне может быть, что эта категория людей и будет летать из города в область. Скорее всего, пользоваться будут те люди, которым важна мобильность, быстрота и отсутствие пробок. Это люди деловые, обеспеченные, так как в области много производств открывается. И когда им нужно будет переместиться на срочную встречу или контролировать свои производства и так далее, они будут пользоваться аэротакси», - считает Виктор Марсаков.

Все из-за дороговизны самих летательных аппаратов. По словам автоэксперта, в среднем начальная цена одного аэромобиля – около 300 тысяч долларов.

«Это порядка 150 миллионов тенге и то, цена может быть и выше. Ввиду активного производства цена может быть снижена, но средняя стоимость мы можем прикинуть, что она будет 300 тысяч долларов. Поэтому компания, которая займется перевозками, не купит большое количество аэромобилей. Даже если 10 штук купить, это уже 3 миллиона долларов инвестиций. Поэтому я не думаю, что их будет очень много», - убежден он.

Пока аэромобилей на нашем рынке нет, услуги аэротакси предоставляют в Казахстане на бизнес-джетах. Позволить себе такое передвижение может не каждый. Как следует из прайса компании Business Jets, оказывающей услуги бизнес и частной авиации, ценники за летный час выглядят следующим образом.

Расценки зависят в первую очередь от вида джета, пунктов вылета и назначения. Здесь же представлены и цены на внутренние полеты по Казахстану. К примеру, перелет по самому популярному направлению Астана – Алматы обойдется от 14 тысяч долларов – это чуть больше 7 миллионов тенге. В небе при этом клиент пробудет 1 час 40 минут.

А полет из Алматы в Шымкент будет стоить от 12 тысяч долларов или 6 миллионов тенге. В компании обещают доставить до пункта назначения за 1 час 10 минут. Дороже всего обойдется перелет из Астаны в Атырау, время в воздухе составит почти 3 часа, а стоит сие удовольствие от 32 тысяч долларов или 16 миллионов тенге.

Смутное будущее аэромобилей

У экспертов идея запуска аэромобилей вызывает множество вопросов. В первую очередь, как говорят специалисты, не проработан вопрос с воздушными коридорами.

«Для того, чтобы запустить аэротакси, нам нужно определить делегированное воздушное пространство, в котором должны быть выделены отдельные безопасные коридоры. Должны быть выделены пространства, где должна летать малая авиация. Отдельные пространства, где должны летать дроны. Но у нас сейчас даже с дронами ничего не доведено до логического завершения, а здесь еще и аэротакси», - отметил независимый авиационный эксперт Абул Кекилбаев.

Сейчас в нашем законодательстве даже нет понятия аэромобилей, а все вопросы, связанные с этим транспортом, никак не отрегулированы.

«Сначала надо в законодательство внести изменения, разработать необходимые подзаконные акты, которые бы регулировали все эти моменты. К сожалению, здесь очень много вопросов возникает. Поэтому, на мой взгляд, это очередная хайповая идея нашего министра транспорта, которая ничем не подкреплена. И тем более нельзя говорить о таких вещах, когда в хозяйстве достаточно много проблем на тех же автомобильных дорогах, железных дорогах и в гражданской авиации. А в авиации все достаточно печально. И здесь возникает вопрос: есть ли в настоящее время компетентные специалисты, кто может это сделать в столь короткий период. Я очень сильно сомневаюсь», - уверен Абул Кекилбаев.

В Минтранспорта тем временем заверяют, что законодательных преград нет. В ведомстве заявили, что планируют изучить международный опыт в этой сфере и подготовить необходимую законодательную базу.

Помимо прочего эксперты недоумевают, как вообще будет регулироваться движения аэромобилей в воздухе, учитывая, что в стране даже на дорогах нет порядка.

«Я плохо представляю, как эти такси будут вести себя в небе. Скорее всего, это должны регулировать диспетчеры, которые отвечают за воздушное пространство. Основной вопрос здесь будет заключаться в том, на какой допустимой высоте будут передвигаться эти аэротакси. Мы знаем, что у нас есть определенная высота у пассажирских самолетов, есть определенная высота у вертолетов», - констатирует автоэксперт Виктор Марсаков.

Аэротакси, как предполагает наш собеседник, будут летать на более низкой высоте, чтобы избежать пересечения с воздушными коридорами самолетов и вертолетов. 

«Скорее всего, отдельную службу будут создавать, чтобы не перегружать диспетчеров воздушного пространства. Но они в любом случае должны в какой-то связке работать, потому что воздушное пространство должно наблюдаться одной какой-то службой», - убежден эксперт.  

Учитывая низкую высоту полетов, эксперта беспокоит еще один момент – наличие проводов в районе города и пригорода.

«Есть высоковольтные провода, интернетные провода, а аэротакси будет на низкой высоте летать. Как можно это просчитать, потому что все службы у нас абсолютно не связаны. Интернет могут тянуть одни, а свет другие и где эти провода протянут? А их же не видно издалека и есть большой риск, с моей точки зрения, что эти такси могут сталкиваться с этими проводами, не видимыми на расстоянии для глаза человека», - предполагает Виктор Марсаков.

Вдобавок не готова инфраструктура – новому виду транспорта потребуются площадки для взлета и посадки. К тому же смогут ли эти аппараты выдержать не самые лучшие погодные условия – снег, дождь и порывистый ветер? Отдельного внимания заслуживает кадровый вопрос, ведь для управления аэромобилями понадобятся профессиональные, обученные пилоты.

«Насколько все эти вопросы досконально отработаны? Проводилась ли какая-то аналитическая работа и изучение этого вопроса, или вот так с кондачка это все было сказано из-за того, что министр хочет? Но ведь это так не делается. Необходимо полностью подготовить пилотов – водителей этих аэротакси. Какие к ним требования предъявляются, какие правила передвижения для того, чтобы в первую очередь обеспечить безопасность их и окружающей среды. Для этого необходимо выделить отдельные зоны, где эти такси смогут курсировать», - утверждает независимый авиационный эксперт Абул Кекилбаев.

Однако все эти вопросы остаются за кадром, а говорятся только громкие лозунги, подчеркивает наш собеседник. Поэтому грандиозная идея чиновников вряд ли осуществима.

«Ну, и, в целом вы, наверное, заметили, что большинство инициатив как-то не реализуются. И я боюсь, что в те короткие сроки, которые были обозначены, реализовать это будет очень затруднительно, фактически невозможно», - заключил Кекилбаев.

Даже если представить, что это все же случится, то не факт, что идея получит некое продолжение и услуга станет популярной, уверены эксперты. В любом случае аэротакси не будет массовым. Скорее, это станет очередной привелегией для богатых.

Автор: Дана Мансур

Новости партнеров