Удивительная казахско-кыргызская история: как одна фотография восстановила родственные узы через 90 лет

Автор: Azattyq Rýhy

Наша героиня поделилась трогательной историей воссоединения с родными

Фотоколлаж Azattyq Rýhy, фото Нургуль Карасартовой

Нургуль Карасартова вместе с мужем Калмуратом живет в США. Однако тысячи километров не помешали им найти родственников в Казахстане, связь с которыми была потеряна 90 лет назад. Прабабушка Калмурата – кыргызка, а прадедушка – казах. Волею судьбы им пришлось разлучиться, как и двум их дочерям: одна из них осталась в Казахстане, другая всю жизнь прожила в Кыргызстане. Родные сестры покинули этот мир, так и не увидев друг друга. Однако их потомкам суждено было воссоединить разорванные родственные узы. Как же родственники обрели друг друга спустя столько лет и какую роль в этом сыграла одна фотография, она рассказала в интервью Azattyq Rýhy.

– Нургуль, расскажите с самого начала. Почему прадеду и прабабушке вашего мужа пришлось расстаться и разлучить своих дочерей. Как сложилась история после разлуки?

– В трудные голодные годы, сразу после Уркуна (восстание кыргызского народа против царской власти в 1916 году), брат Ырсалы продал свою сестренку Мокой – нашу прабабушку замуж за казаха Туткабая – нашего прадедушку за 16 пудов пшеницы. Тогда она была совсем несмышленой маленькой девочкой, ничего не понимала и не противилась, ей было всего 13 лет.

В 1924 году у них родилась дочь Канышай (бабушка Калмурата), затем трое сыновей, но они умерли. В 1933 году родилась вторая дочь Рахат и именно тогда приехал гонец с Иссык-Куля с плохой вестью о смерти матери Мокой. Муж остался в Казахстане со второй дочерью-грудничком, а самой Мокой пришлось уехать в Кыргызстан со старшей дочерью и гонцом.

Дорога была дальней и сложной, через перевал. Особенно трудным этот путь оказался для 8-9 летней Канышай. В тяжелые моменты жизни она говорила, что лучше бы тогда умерла, чем мучиться всю жизнь.

Так были оторваны друг от друга самые близкие люди. Мокой не смогла вернуться к мужу и у него не получилось забрать жену и дочь к себе. Ведь 1932-1933 года известны как годы массового голода в Казахстане.

Две сестры выросли и прожили всю жизнь, ни разу не увидев друг друга. Нашему прадедушке Туткабаю пришлось отдать свою маленькую дочь Рахат на воспитание дальнему родственнику по имени Иманали.

Позже прадедушка женился второй раз на женщине по имени Асылхан. У нее была дочь Галя от другого брака, и наш прадедушка принял и любил ее, как своего ребенка. Асылхан родила ему тоже двух дочерей – Кульгайшу и Тапен, но, к большому сожалению, умерла сразу после родов второй дочери. И нашему прадедушке опять пришлось отдать маленькую дочь на воспитание родственникам. То есть история повторяется, как с дочерью Рахат.

Старшую дочь Кульгайшу он вырастил сам и очень любил, она внешне была сильно похожа на отца. Она выросла, вышла замуж, родила четверых детей и совсем в молодом возрасте умерла. Тогда младшему сыну было всего полтора года. Для нашего прадедушки ее смерть оказалась сильнейшим ударом и ему пришлось отдать ее детей на воспитание родственникам.

Позже умерли оба сына Кульгайши тоже совсем в молодом возрасте. Сколько же испытаний пришлось пережить нашему прадедушке и какие нужно было иметь стальные нервы, чтобы вынести все это.   

После смерти второй жены Асылхан наш прадедушка женился на Кульман апа, которая была младше на 17 лет. Она родила ему троих дочерей, пятерых сыновей, также воспитала Галю и Кульгайшу, за что ей дали звание матери-героини. 

– А как в это время складывалась жизнь вашей прабабушки Мокой?

– Жизнь нашей прабабушки Мокой тоже была непростой. Через четыре года ее вторично выдали замуж, за Карасарта. В 1938 году она родила сына Ыдырыса. Работала поваром в колхозе, обладала добрым характером, много помогала людям. Через шесть лет умер ее второй муж, она стала вдовой с пятилетним сыном на руках и дочерью Канышай. А через шесть лет после этого она сама умерла, тоже совсем в молодом возрасте – ей было 46 лет. К сожалению, о ней у нас очень мало информации, но можно представить все ее переживания, боль и тоску по своей младшей дочери Рахат, с которой ей не довелось встретиться.

Наш прадедушка Туткабай очень любил свою первую жену Мокой и часто об этом рассказывал своим родственникам, мечтал увидеть свою первеницу Канышай.

И вот через много лет он посылает своего сына Нуртая разыскать ее. Поиски велись в течение трех лет. И в 1978 году он приезжает домой к своей сводной сестре Канышай и привозит фотографию ее отца, жены Кульман и 5-летнего сына Марата.

Фотография Туткабая, его жены Кульман и их сына Марата

Нуртай предлагает начать общаться, на что Канышай мягко отказывается. Этому, конечно, были свои причины: в тот момент рядом с ними находился ее сводный брат Ыдырыс, который очень ревностно отнесся к приезду Нуртая и не хотел их общения. Это было бы для него предательством со стороны сестры, ведь они вместе росли и прожили очень тяжелые времена, рано остались сиротами. Ыдырысу приходилось голодать и Канышай часто подкармливала его, будучи уже замужней. Она родила, как и ее мама Мокой, двух дочерей, а трое сыновей умерли. Затем она рано потеряла мужа, а Ыдырыс своим упорным трудом добился больших успехов в жизни и имел сильное влияние на сестру.

Как же было сложно ей в той ситуации, в душе она очень сильно хотела увидеться со своим отцом и сестрой Рахат, и передала через Нуртая несколько своих фотографий. На одном снимке она была со своим братом Ыдырысом.

На фотографии Канышай со своим сводным братом Ыдырысом

То есть она дала отцу весточку о себе, несмотря на все внешние противоречия. Сколько я помню ее, она всегда выглядела грустной, печаль не сходила с лица, считала себя ущербной, но не желала этого показывать. Она была натянута, как струна, боялась людского осуждения и все делала, чтобы этого не происходило. Наверное, ее терзали мысли, ведь у нее остались в памяти все события детства и разлуки с отцом, сестрой, поэтому она всю жизнь была очень худой. Она умерла в возрасте 73 лет от рака поджелудочной железы, героически выдержав все душевные и физические боли.

– Как в итоге вы обрели родственников, связь с которыми была давно потеряна?

– Мы с моим супругом Калмуратом знали, что у нашей бабушки Канышай отец из Казахстана. Летом 2023 года приехав в Кыргызстан, мы решили оттуда поехать в Казахстан, в поселок Жандосово, чтобы найти могилу прадеда Туткабая, поклониться и почитать Коран. В тот момент я писала книгу о всех наших родственниках, прародителях и было много темных пятен, на которые хотелось пролить свет. Эта была пятница, наша дорога туда складывалась самым замечательным образом, по дороге нам попадались очень добрые люди.

Мы благополучно прошли границу и быстро оказались в акимате села Жандосово. Зашли в кабинет заместителя акима и показали ту самую фотографию прадеда, Кульман апа и Марата сорокалетней давности. Она сразу сказала, что знает их и тут же позвонила Марату, сообщив, что к ним приехали родственники из Кыргызстана. Через 10 минут приехал удивленный и заинтригованный Марат и, увидев свою фотографию, совсем запутался и предложил поехать к нему домой, где уже собрались все родственники, жившие неподалеку.

Мы совсем не ожидали такого разворота событий, нас встретили радушно и весело, посадили за большой стол и начались душевные разговоры. Именно в тот день туда приехала Кульман апа, которой на тот момент было 103 года, она сказала много добрых пожеланий нам с Калмуратом. Молдаш ага и Заукен ага знали много интересных вещей, о которых другие родственники даже не догадывались и все пазлы стали сходиться. 

Получается ровно через 90 лет мы воссоединили когда-то разорванные родственные узы, все были искренне счастливы, как будто мы всю жизнь знали друг друга и общались без остановки.

Это был жаркий летний день, мы собрались поехать на могилу прадеда Туткабая и по дороге небо стало затягиваться черными тучами. Когда у могилы Калмурат начал читать Коран, полил сильный дождь, как из ведра и потом резко остановился, вышло солнце и появилась радуга. Затем мы спустились в другую часть села, чтобы почитать Коран тете Рахат. И опять, когда Калмурат читал его, полил дождь, но при этом светило солнце. Вот такие чудеса происходили в тот день с нами.

Позднее родственники ездили к друг другу, чтобы встретиться, познакомиться и больше не расставаться.

Проанализировав все имеющиеся данные, я нашла много совпадений и похожих ситуаций. Кыргызских родственников все время тянуло в Казахстан, а казахских – в Кыргызстан или брачные узы, или бизнес – вывод напрашивается сам собой. Кажется, это было неспроста, мы должны были соединить когда-то оторванные родственные узы. Конечно, это произошло только через 90 лет, но все-таки мы это сделали.

У нашей мамы Сокен (дочери Канышай) после посещения могилы ее деда стало улучшаться здоровье, у остальных родных стали разрешаться потихоньку все проблемы. Появилась какая-то целостность во всем, мы приобрели много родственников, огромную армию поддержки. Сейчас даже не представляем свою жизнь друг без друга, будто всю жизнь были вместе, вот что значит одна кровь и гены.

– Спасибо, что поделились такой трогательной историей! Желаю вашей большой семье никогда не терять связь с родными.

Автор: Дана Мансур